"Художественно-эстетическое воспитание в семье"
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила воспитатель группы «Совушки» Панова Н.Н
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.
В связи с этим первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется' к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.
Самое страшное в человеке, в ребенке — это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям5 и предметам.
Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.
Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании - систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо. Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березки золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.
Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребенка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям.
То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношению к окружающему.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета' могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т. д.
Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребенка, в том числе и эстетические.
Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовалыцикам не требуется. Это, разумеется, не так.
Самое главное - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством - все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение...
"Изобразительное искусство - мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития детей в семье.
Консультация для родителей....
Конспект образовательной деятельности «художественно-эстетическое развитие» Тема: «День семьи»
Предлагаю конспект развлечения вместе с родителями в виде телепередачи к Дню семьи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий по образовательной области: художественно-эстетическое развитие на тему "Семь цветов Радуги"
Конспект занятия по рисованию с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий...
Выступление на педагогическом совете: "Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников в их приобщении к искусству, художественно-эстетическое развитие ребёнка в семье и ДОУ"
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Художественно – эстетическое развитие» Тема « Моя семья» для детей подготовительной группы детского сада
Конспект НОД по рисованию....
Консультация для родителей: «Художественно-эстетическое развитие детей в семье»
Ребенку надо помогать постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, убранство комнаты, и платьице для куклы, и хорошая музыка, к которой следует прислушаться, и стихи с последующим ра...