"Изобразительное искусство - мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития детей в семье.
статья по теме

Седипей Любовь Сарыг-ооловна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

      Изобразительное искусство – еще один мощный источник художественно – эстетического воспитания и развития в семье. Рисование часто является для ребенка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Но представляют ли детские рисунки интерес для нас, взрослых? Может быть, «каракули» маленьких детей служат лишь прелюдией к зрелому мастерству и не заслуживают особого внимания? Если это так, то почему же тогда, вот уже многие десятки лет, мы так часто видим детские рисунки на выставках, в книгах, альбомах, журналах? Не только потому, что мы, взрослые, обнаруживаем в них много свежести и неожиданной смелости, экспрессии, забавной прямоты и наивной убежденности. Не только потому, что в них в полной мере проявляются те качества, которые иногда с годами утрачивают взрослые: способность от всей души радоваться, изумляться, огорчаться, меч-тать. Но и потому, что в детских рисунках порой проявляется острая наблюдательность, умение во всем найти важное и интересное, искренняя увлеченность, взволнованность.

    Каждый ребенок должен не только уметь рисовать, но и обладать раз-витым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок. Разговоры о том, что у ребенка нет таланта абсурдны. Ведь речь идет не о подготовке художников – профессионалов, а о художественном воспитании детей.

    Не каждый может стать писателем, но научиться наслаждаться худо-жественными достоинствами стихотворения, повести, романа, грамотно и складно писать может каждый.

    Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости… Говоря о художественном воспитании, нельзя забывать о том, что оно должно осуществляться в строгом соответствии с духовными запросами возраста и индивидуальными особенностями ребенка. Их следует изучать путем наблюдений, присматриваясь к характеру ребенка, его интересам и, конечно же, к самим рисункам ребенка, - они могут порой рассказать вам о нем больше, чем непосредственное общение с ним.

    Если ребенок тянется к карандашу и краскам, необходимо научить его пользоваться ими. Если он изобразит человека с тремя ногами или небо отделит от земли полосой нетронутой бумаги, то надо подсказать ребенку путь к исправлению ошибки. Даже если родитель не умеет рисовать, то все равно он может содействовать развитию художественных способностей ребенка – создать условия, поддержать, воспитать у него любовь к рисованию, наблюдательность, стремление к красивому.

    Главное – не мешать ребенку творить, не убить в нем интерес к изо-бразительной деятельности. Одновременно необходимо постепенно развивать этот интерес, иначе он не сможет долго существовать и погибнет. Неведение родителей может погасить творческую активность ребенка, нивелировать его индивидуальность. К такому же результату может привести и неправильный выбор художественного материала.

    Родители должны понимать необходимость для ребенка всестороннего развития – духовного, эстетического, умственного, а занятие рисованием развивает мыслительные операции человека, так как занятия изобразительным искусством приучают ребенка думать, анализировать, заставляют пребывать в состоянии активного творческого мышления, развивая его память, оттачивая восприятие, обогащая эмоциональный мир...

   Как родители могут руководить детским творчеством?

  1. Необходимо создать благоприятную обстановку, убрать из дома все антихудожественное, аляповатое, будь то картины, открытки, коврики, купить ему удобный столик для рисования, хорошую бумагу разного формата, художественные материалы;
  2. Не надоедать вопросами: «А что ты рисуешь?», «А что это за фигурки?». Ребенок сам расскажет о своем рисунке, когда его закончит. Однако если он задает вопросы, на них нужно отвечать серьезно, без иронии  и сюсюканья;
  3. Взрослые должны чутко улавливать интересы детей, развивать их творческое воображение, детскую фантазию. Ребенка не следует ограничивать стандартными форматами листов бумаги, маленькими альбомчиками, ребенка не может удовлетворить простой карандаш , который подсовывают ему взрослые: «Пусть рисует, лишь бы не мешал». Его привлекают яркие краски, они приводят его в восторг, доставляют ему радость. Творчество ребенка не должно страдать и от отсутствия кисточек, бумаги, других материалов. Для рисования могут быть удобны цветные мелки, карандаши, гуашевые краски, акварель;
  4. Огромное удовольствие доставляет ребенку занятия аппликацией. Это не сложный вид изобразительной деятельности, доступный и родителям, а ребенок будет только благодарен за совместное творчество. Из цветных кусочков бумаги они с увлечением  создают узоры или сюжетные композиции. Но занятия аппликацией хороши при условии, если есть цветная бумага красивых расцветок;
  5. Первым помощником родителей является сама природа, создавшая замечательные «художественные» произведения – цветы и листья, всевозможных птиц и животных, ракушки, кораллы, снежинки и бесконечное разнообразие других живых существ и предметов. Все это дети рисуют с огромным интересом. Если ребенок, впервые увидев что-то красивое, например распустившийся цветок, любуется им, зачарованный, поймите его в эту минуту, войдите мысленно в мир его чувств, остановитесь и разделите с ним восторг от увиденного;
  6. Не надо навязывать ребенку собственных тем. Пусть рисует все, что захочет. Ребенку еще трудно рисовать с натуры, однако нужно знакомить его с природой, расширять его кругозор, поддерживать ростки творчества.

     Чуткое и повседневное руководство взрослого помогает детям проявлять инициативу с самых первых шагов и направляет на правильный путь художественное мышление ребенка. Это руководство нельзя подменять какими-либо схемами, которые неминуемо приводят к потере творческого восприятия. Дети должны поверить в силу больших возможностей изобразительных средств. Если отсутствует мысль, фантазия, воображение – все, что характеризует подлинное творчество, - ребенок теряет интерес к искусству. Главное, не только учить, но заинтересовать, зажечь, пробудить интерес к самостоятельному творческому труду.

     Детское творчество не забава, не развлечение-это неотъемлемая осо-бенность развития человека, проявление его формирующегося внутреннего мира и в то же время средство формирования этого мира.    

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.Тема: «Одуванчик».Цель: - продолжать знакомить с н...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников

Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников: красота природы, красота общения, красота труда, красота быта, социальная среда....

"Музыкальное воспитание и развитие детей в семье"

Музыкальное воспитание и развитие детей в семье...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому и познавательно – речевому развитию детей подготовительной группы ДОУ «Незнайка в школе искусств»

Тема: «Незнайка в школе искусств» Цель: Создание условий для развития художественно – эстетических и познавательно -речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательного компонента «Изобразительное искусство» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми 3 – 7(8) лет общеразвивающей направленности

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"

В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка» Методическая разработка

Актуальность Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, которы...