Буклет для родителей "Развивай-ка". Тема: Развивающий предметный мир
занимательные факты
Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других условиях. И нередко «старые» приёмы воспитания не срабатывают и нужно «изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребёнка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребёнок гибче и быстрее приспосабливается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayka.docx | 13.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающий предметный мир
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 20 лет назад. Накопление знаний человечеством – это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «диск» и т.п. Барби, Робокопы, герои звёздных войн, покемоны и прочие потеснили героев Н.Носова, Б.Житкова, С.Михалкова и других детских писателей. Ф.Г.Раневская однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодёжью что-то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чём они спрашивают».
Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других условиях. И нередко «старые» приёмы воспитания не срабатывают и нужно «изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребёнка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребёнок гибче и быстрее приспосабливается.
Предметный мир многообразен: это и собственно предметы, вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда – это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.
Семья – это тоже среда. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, сколько вокруг ребёнка обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребёнка, на успехи, на чью-то радость и т.п.
И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице, в транспорте, в гостях и т.д.) – тоже предметная развивающая среда. Что могут дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка подходит к гостье и лижет её платье. На удивлённый вопрос женщины четырёхлетняя кроха отвечает: «А мама сказала, что у тебя платье безвкусное». Окружающая среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несёт свою долю ответственности за происходящее.
Предметный мир становиться обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – увидеть и подать. Преподнести, раскрыть ребёнку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для детей 2-5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как конструктором («черпалки», «льзя» и многое другое именно поэтому и появляются на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что этим обеспечили развитие ребёнка. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным. А главное – развивающим.
Ребёнок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развить заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребёнка надо обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медленнее соображает, зато быстрее всех бегает, пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т.п.
Итак, с одной стороны, родители открывают ребёнку мир предметов и отношений, рассказывают об их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны – дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании и развитии ребёнка, быть для него интересными личностями.
Мы готовы помочь вам, а вы помогите своим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»
«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»у детей дошкольного возраста...
Консультация на тему "Развивающая предметная среда дома"
Ребенок должен осваивать все пространство квартиры, действовать, играть. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей....
Методическая разработка на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО
Методическая разработкана тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО...
Презентация для воспитателей на тему :"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Данная презентация создана в помощь воспитателям для создания развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. В ней раскрыты принципы построения развивающей среды, ...
Доклад по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС....
Сообщение на тему "Развивающая предметно-пространственная среда"
Делюсь опытом по наполнению среды группы развивающими предметами и материалами....
Презентация по теме: "Развивающая предметно- пространственная среда "
Включает в себя предметно-пространственную среду в ДОО...