Серия презентационных материалов из цикла "Я буду говорить и писать правильно" для организации родительских собраний
консультация (старшая, подготовительная группа)
Представлена серия презентационных материалов для проведения родительских собраний с родителями детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Презентационные материалы позволяют, используя ИКТ-технологии, в доступной форме представить родителям актуальные темы:
Давайте познакомимся, или содержание логопедической работы в группе компенсирующей направленности;
В словах звуки слышим - будем правильно писать, или развитие звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;
Развитие словаря и грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста;
Профилактика нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста, или почему возникают ошибки письменной речи?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем занимаемся ?
Работа по развитию устной речи
Исправление недостатков устной речи и её развитие 1. работа по исправлению недостатков звукопроизношения; 2. по развитию умения различать звуки русского языка; 3. работа над словарем; 4. работа над грамматическим строем; 5. работа над связным высказыванием.
Исправление звукопроизношения
Работа над развитием словаря Словарь – это слова, которые ребёнок понимает, но сам не употребляет (пассивный словарь) и слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет (активный словарь). Направления работы: Употребление новых слов; Уточнение значений слов; Формирование обобщающих понятий («назови одним словом).
Грамматический строй речи : умение изменять слова с учётом рода, падежа, числа, (обеспечивает грамотность высказывания): ДОМ – ДОМА; ДОМ (Девочка мечтает о дом е ); умение образовывать от одного слова другое слово, существующее в родном языке: ДОМ –ДОМИК, Из яблок – яблочный; правильное понимание и употребление предлогов в речи; 4. грамотное построение предложений различного типа (используя имеющийся у ребёнка словарный запас и опираясь на законы грамматики: порядок слов в предложении, согласование слов).
Работа над связной речью:
Формирование основ письменной речи Специальное речевое умение, формируемое на занятиях в детском саду Для предупреждения каких ошибок письменной речи ? 1. различать похожие звуки (ребёнку нужно понимать, что звук [ С ] – это не звук [ Ц ] ); 1. замена букв, соответствующих похожим по звучанию звукам. Например, «сыплёнок» (цыплёнок). 2. осуществлять умственные операции по анализу звукового состава слова: А) слышать наличие заданного звука в слове (Есть ли звук в слове ? ); Б) определять, где находится заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце); В) определять последовательность звуков в слове (сколько звуков в слове. Назови их по порядку); 2. Ошибки, связанные с неумением детей: определять последовательность звуков в слове: - пропуски согласных при их стечениях («кола» (школа)); - пропуски гласных («сбака» (собака)); - перестановки букв («коно» - окно); - добавление букв («тасакали» - таскали); 3.делить предложения на слова, определять количество слов в предложении; 3. Ошибки, связанные с неумением детей делить: А) предложения на слова: Слитное написание слов: «Идёт дождь – идёдошь»; Слитное написание предлога и слова: «В доме – вдоме»; Раздельное написание приставки и корня слова: наступила – «на ступила». 4. Делить слова на слоги 4. Неправильный перенос слов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое звуковой анализ ?
Связь звукового анализа с письмом Как называю звуки в слове Как буду писать слова М, А, К МАК М, К МК МА, К МК
Р езультат неумения ребёнка анализировать звуковой состав слова – ошибки на письме: пропуски гласных («сбака» (собака)); пропуски согласных при их стечениях («кола» (школа)); перестановки букв («коно» - окно); добавление букв («тасакали» - таскали);
Начальные этапы развития звукового анализа слов: Умение определять наличие заданного звука в слове; Умение определять место заданного звука в слове (где находится звук в слове); Умение определять первый звук в слове; Умение определять последний звук в словах.
Умение определять место заданного звука в слове
Назови, какой звук прячется (поёт) в середине слова ?
Многообразие звуков русского языка
1 2 3
Условные обозначения звуков : гласный звук; согласный твёрдый звук; согласный мягкий звук.
Слова для проведения звукового анализа: берём только те слова, которые не содержат йотированных гласных (букв, которые обозначают два звука): Я, Е, Ю, Ё. Можно: МАК, МУКА. Нельзя: мяч, ёж; Подбираем короткие слова (3-4 звука): мука, кот, дым; пока не берём слова со стечениями согласных (стол, шкаф).
Задания: Выложи схему слова; Посчитай и скажи, сколько звуков в слове …? Посчитай и скажи, сколько гласных звуков в слове «мука»? Посчитай и скажи, сколько согласных звуков в слове «КИТ»? Посчитай и скажи, сколько согласных мягких звуков в слове «КИТ»? Назови третий звук в слове «МУКА». Расскажи всё про этот звук. Назови последний звук в слове «МУКА».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь – это слова, которые ребёнок понимает, но сам не употребляет (пассивный словарь) и слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет (активный словарь). Грамматическая сторона речи: А) умение изменять слова с учётом рода, падежа, числа, не изменяя части речи (обеспечивает грамотность высказывания): ДОМ – ДОМА; ДОМ (Девочка мечтает о дом е ). Б) умение образовывать от одного слова другое слово, существующее в родном языке: ДОМ –ДОМИК, Из яблок – яблочный; В) правильное употребление предлогов в речи; Г) грамотное построение предложений различного типа (используя имеющийся у ребёнка словарный запас и опираясь на законы грамматики: порядок слов в предложении, согласование).
Некоторые проявления недоразвития словаря и грамматики Недостаток лексико-грамматической стороны К чему приводит? Неточное понимание значений слов; Неправильное употребление слов в речи (Наступила весна. Прилетел скворечник). Трудности подбора нужных слов при построении предложений Однообразный бедный рассказ: Наступила зима. Дети вышли на улицу. Дети делают ком, чтобы сделать снеговика. Дети делают горку. Скоро дети будут кататься с горки. Недостаточное овладение законами грамматики (умением изменять слово по законам грамматики) В речи - грамматически неправильное употребление слов в предложениях: Я приехал и увидел машины, магазины, дом ы. Недостаточное овладение законами построения предложений (правильное построение предложений, порядок слов) В речи – употребление предложений с неправильным порядком слов, пропуском отдельных членов предложения.
Зачем работать? Бедность словаря и недостаточность развития грамматического строя отражается на важных умениях ребёнка: Умение грамотно выражать свои мысли в беседе; Рассказ; Самостоятельная письменная речь (сочинение). Успешность обучения в школе + личность ребёнка.
Развитие понимания значений слов: Упражнения «Что такое ? », «Кто такой ? »: Объясни, что такое пылесос, что такое снегопад, … . Кто такой турист, … , ... .
Игры, помогающие ребёнку употреблять слова определённой части речи: В играх ребёнок имеет возможность подобрать как можно больше слов и употребить их: Например, скажи, что делает ? ( подбор слов-действий к конкретному существительному): игры «Кто быстрее?», «Кто дальше ? »
Путь во Дворец Снежной Королевы Снег (что делает ?)
«Соберём корзинки слов»
Употребление глаголов в предложениях и рассказах Предложите ребёнку составить предложение или рассказ по картинке. Обратите внимание на то, насколько богат его рассказ словами-действиями. Предложите подумать и заменить похожие слова, либо слова с широким значением («делает»). Дети делают ком. Дети делают снеговика. Дети делают горку. Предложите ребёнку послушать текст с похожими словами. Например, Дети вышли на улицу. Дети делают ком, чтобы сделать снеговика. Дети делают горку. Скоро дети будут кататься с горки Предложите ребёнку ответить на вопросы: Понравился ли тебе рассказ ? Почему ? Найди часто встречающие слова. Какими другими словами можно их заменить ?
Имена прилагательные: альпинисты 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1
Игра с кубиком (подбор слов признаков) Назови столько слов-признаков к слову «снег», сколько показывает кубик (Снег какой?):
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры, помогающие ребёнку овладевать обобщающими понятиями «Назови одним словом» (по картинкам и без картинок):
Называние слов существительных, помогающих ребёнку называть слова, объединённые единым понятием: «Цепочка слов» Называем по цепочке только посуду (мама: сковорода; ребёнок – ложка; …) Только домашних животных…, … .
Игра с кубиком («Назови столько домашних животных, сколько указывает кубик»):
Упражнение «Четвёртый лишний» (по картинкам и без картинок)
«Слова-неприятели»
И без картинок: Ручеёк узкий, а лужа … (широкая) Дерево высокое, а куст … (низкий) Зима холодная, а весна … (тёплая)
Игры, направленные на развитие умения образовывать (создавать) новые слова, существующие в русском языке как способ расширения словаря.
В стране карликов и великанов
Назови ласково
Что сделал мальчик?
Имена прилагательные
Чей хвост ? Чья голова?
Посчитай предметы
Предложения Перепутанные слова Пошла, в, мама, магазин. Мама пошла в магазин Пропавшее слово Послушай и скажи, красивое предложение или нет ? Какое слово убежало ? Мама пришла магазина. Синицы ветках сидят. Мама пошла магазин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письменная речь Что нужно ребёнку, чтобы правильно написать фразу? Что может в устной речи ? Услышать фразу учителя и запомнить её в той последовательности слов, в которой её сказал учитель («Наступила осень в лесу», но не «Осень в лесу наступила»); Повторить предложение за взрослым (развитие слухоречевой памяти) + заучивание стихотворений, скороговорок (последовательность); Разделить фразу на её составляющие (слова: наступила, осень, в, лесу); Посчитать и назвать сколько слов в предложении. Разделить слово на его составляющие (звуки); Определить сколько звуков в слове? Назвать их по порядку, выложить схему (звуковой анализ). Соотнести каждый звук с образом буквы; Знать буквы. Написать слово (ориентировка на листе бумаги + собственное проговаривание). Ориентироваться на листе (видеть строку); Способность различать звуки между собой (понимать, что звук [ С ] , это не звук [ Ц ] и соответственно на письме они обозначаются разными буквами.
Ошибки, связанные с неумением детей делить: А) предложения на слова: Слитное написание слов: «Идёт дождь – идёдошь»; Слитное написание предлога и слова: «В доме – вдоме»; Раздельное написание приставки и корня слова: наступила – «на ступила». Что делаем ? Составь предложение по картинке и выложи его схему; Составь предложение по схеме; Посчитай, сколько слов в предложении; Составь предложение с маленьким словом (предлогом), например, составь предложение с маленьким словом НА.
Анализ предложений с предлогами
Б) Ошибки, связанные с неумением детей: определять последовательность звуков в слове: - пропуски согласных при их стечениях («кола» (школа)); - пропуски гласных («сбака» (собака)); - перестановки букв («коно» - окно); - добавление букв («тасакали» - таскали); Что делаем ? Упражнять детей в звуковом анализе (выкладывание схем слов)
Ошибки, связанные с недостаточно развитым умением различать речевые звуки : ребёнок произносит звуки правильно, но на письме заменяет буквы, соответствующие похожим по звучанию звукам. Например, (с-ц, ч-ть, ш-щ, …), звонкие-глухие (п-б, т-д: пряник-бряник, торт-дорт), по твёрдости- мягкости («лубит»-любит).
Подари Соне картинки, в которых есть звук [ С ] :
Ошибки, связанные с употреблением грамматически неправильных форм слов. Например, Листья падают на скамейках. У Лены золотая кольцо. У Даши пять кошков. Что делаем ? Упражнения на развитие грамматического строя.
Посчитай предметы:
Ошибки, связанные с недоразвитием представлений детей о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу): замены и искажения букв - состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); - включающие одинаковые элементы, но различное их количество (и-ш, л-м); - зеркальное написание букв (с-э). Например, «сто» - «это»; - пропуски отдельных элементов, особенно при соединении букв. Что делаем ? Работаем с фигурами, учимся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, работаем с печатными буквами.
Выложи такую же фигуру:
Е Напиши НАД буквой Е букву У. Слева от буквы Е букву Л, под буквой Л букву О. Справа от буквы Е букву С. Слева от буквы У букву Ж. Справа от буквы У букву К. Справа от буквы О букву С. Справа от буквы С букву А. Какие слова получились ?
1. Назови заштрихованные буквы. 2. Назови буквы, изображённые пунктиром. 3.Назови недописанные буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация родительского собрания
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собраниеРодительское собрание — общение воспитателя с родителя ми, формирование дружеских, партнерских...
Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГТ»
Данная консультация будет полезна воспитателям. В нейподробно раскрыты подходы в организации родительских собраний....
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме: "Что нужно знать о предложениях будущему первокласснику?"
Представлен информационный материал для родителей, направленный на формирование у родителей представлений о понятии "языковой анализ", раскрыта его значимость для овладения детьми письменной...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"
Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" по теме "Играем - грамматический строй развиваем"
Представлен практический материал, который может быть использован родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предсталены игры и упражнения, направленные на закрепление...
Буду говорить, читать, писать правильно!
Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения...
Презентационные материалы "Традиции и инновации в образовательном пространстве дошкольной организации"
Материалы представлены на методической выставке "От традиций к инногвациям в образовании" в рамках августовского педсовета...