Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
консультация
В игре дети развивается как личности, у них формируются те стороны психики, которые в дальнейшем будут помогать им, осуществлять успешную трудовую, учебную деятельность и социализацию. Личностные качества ребенка формируются через его влечение в деятельность, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
педагог-психолог
Братчина А.А.
В игре дети развивается как личности, у них формируются те стороны психики, которые в дальнейшем будут помогать им, осуществлять успешную трудовую, учебную деятельность и социализацию. Личностные качества ребенка формируются через его влечение в деятельность, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Маленький ребенок - это маленький взрослый, деятельность которого выражается в движениях. Первые представления об окружающем его мире, вещах и явлениях он получает через сенсорное восприятие, его перемещение в пространстве, взаимодействие с различными предметами, близкими людьми и игрушками. Чем более разнообразен, видит перед собой ребёнок, тем больше информация поступает в его мозг, тем быстрее протекает его психическое и интеллектуальное развитие. Развитость движений – это один из показателей правильного нервно-психического развития. Игровая деятельность ребёнка имеет большое значение в развитии его детских способностей.
В процессе игры дети получают возможность быть максимально самостоятельными: они выбирают себе товарищей для игр и сами решают, с кем хотят взаимодействовать; реализуют свои фантазии и расширяют кругозор. По мере взросления более значимой должна становиться педагогическая направленность игры. Для обучения через игру используются подвижные и дидактические игры. Их главная особенность состоит в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Это помогает им осваивать новые знания, овладевать навыками действий с определенными предметами, дети учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности.
Игровой вид деятельность является основным и для детей с ОВЗ. Такие игры оказывает большое влияние на их психическое развитие. Именно поэтому ребёнку с ОВЗ очень полезны игры с песком, водой, природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в развитии ребёнка имеют дидактические и развивающие игры, которые направлены на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка: речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения.
Невзирая на значительную степень индивидуальности каждого из детей, организация игры для детей с ОВЗ требует от родителей определённых знаний, общих принципов, закономерностей и правил работы. До начала организации игровой деятельности ребёнка с особыми потребностями необходимо знать уровень развития ребёнка, способности, интерес к определённым играм.
В обучение детей с ОВЗ широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
Перед началом игры следует помнить, что нужно выстраивать правила последовательности:
- игровые занятия обязательно начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
- объяснения подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
- игровое действие должно быть завершено.
В начале обучения игре основными являются следующие задачи:
- формирование интереса у ребёнка к игре и игрушке;
- обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;
- обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;
- обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий;
- воспитание бережного отношения к игрушке.
Проявление повышенного интереса у ребенка к определённой игре, вызывает у него положительные эмоции. Следует знать, что степень эмоционального возбуждения ребёнка будет влиять на его игровую деятельность, его концентрацию, процесс запоминания и настроя на игру.
Не менее важно определить и подготовить место для игровой деятельности ребёнка, оно должно быть безопасным. Время, отведённое на игру, должно соответствовать характеру игры, её цели. Также важно предполагать, кто будет взаимодействовать с ребёнком.
Очень важно, чтобы в процессе игры у ребенка возникали именно положительные эмоции, такие как: восторг, удивление, радость. Выражайте как можно чаще похвалу своему ребёнку. Любые отрицательные эмоции во время игры могут вызвать нежелание продолжать или после возвращаться к ней. В этом и должна заключаться помощь взрослого, помочь своему ребёнку испытывать положительные эмоции.
Задача взрослого – научить ребёнка быть открытым этому миру, помочь ему находить общий язык с окружающими, показать, как нужно взаимодействовать с людьми при разных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности конструктивной деятельности Детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразн...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
Особенности формирования временных представлений у ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ре...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...