Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
консультация

Братчина Алина Алексеевна

В игре дети развивается  как  личности,  у  них  формируются  те  стороны  психики,    которые в дальнейшем будут помогать им, осуществлять успешную трудовую, учебную деятельность и социализацию. Личностные качества ребенка формируются через его влечение в деятельность, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста

 с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

педагог-психолог

 Братчина А.А.

В игре дети развивается  как  личности,  у  них  формируются  те  стороны  психики,    которые в дальнейшем будут помогать им, осуществлять успешную трудовую, учебную деятельность и социализацию. Личностные качества ребенка формируются через его влечение в деятельность, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Маленький ребенок - это маленький взрослый, деятельность которого выражается в движениях. Первые представления об окружающем его мире, вещах и явлениях он получает через сенсорное восприятие, его перемещение в пространстве, взаимодействие  с различными предметами, близкими людьми и игрушками.  Чем  более  разнообразен, видит перед собой ребёнок, тем больше информация поступает в его мозг, тем быстрее протекает его психическое и интеллектуальное развитие. Развитость движений – это один из показателей правильного нервно-психического развития. Игровая деятельность ребёнка имеет большое значение в развитии его детских способностей.

В процессе игры дети получают возможность быть максимально самостоятельными: они выбирают себе товарищей для игр и сами решают, с кем хотят взаимодействовать; реализуют свои фантазии и расширяют кругозор. По мере взросления более значимой должна становиться педагогическая направленность игры. Для обучения через игру используются подвижные и дидактические игры. Их главная особенность состоит в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Это помогает им осваивать новые знания, овладевать навыками действий с определенными предметами, дети учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности.

Игровой вид деятельность является основным и для детей с ОВЗ. Такие игры оказывает большое влияние на их психическое развитие. Именно поэтому ребёнку с ОВЗ очень полезны игры с песком, водой, природными материалами, так как такие действия не только привлекают  многих  из  них,  но  и  развивают  тактильные  ощущения,  способствуют снятию напряжения. Особое значение в развитии ребёнка имеют дидактические и развивающие игры, которые направлены на  коррекцию  и  развитие  основных  высших  психических  функций ребенка: речи,  мыслительной  деятельности,  восприятия,  внимания,  памяти, воображения.

Невзирая на значительную степень индивидуальности каждого из детей, организация игры для детей с ОВЗ требует от родителей определённых знаний, общих принципов,  закономерностей  и  правил работы.  До  начала  организации  игровой деятельности ребёнка с особыми потребностями необходимо знать уровень развития ребёнка, способности, интерес к определённым играм.

В обучение детей с ОВЗ широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.

Перед началом игры следует помнить, что нужно выстраивать правила последовательности:

- игровые занятия обязательно начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

- объяснения подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;

- игровое действие должно быть завершено.

В начале обучения игре основными являются следующие задачи:

- формирование интереса у ребёнка к игре и игрушке;

- обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;

- обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;

- обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий;

- воспитание бережного отношения к игрушке.

Проявление повышенного интереса у ребенка к определённой игре, вызывает  у него положительные эмоции. Следует знать, что степень эмоционального возбуждения ребёнка будет влиять на его игровую деятельность, его концентрацию, процесс запоминания и настроя на игру.

Не менее важно определить и подготовить место для игровой деятельности ребёнка, оно должно быть безопасным. Время, отведённое на игру, должно соответствовать характеру игры, её цели. Также важно предполагать, кто будет взаимодействовать с ребёнком.

Очень важно, чтобы в процессе игры у ребенка возникали именно положительные эмоции, такие как: восторг, удивление, радость. Выражайте как можно чаще похвалу своему ребёнку. Любые отрицательные эмоции во время игры могут вызвать нежелание продолжать или после возвращаться к ней. В этом и должна заключаться помощь взрослого, помочь своему ребёнку испытывать положительные эмоции.

Задача взрослого – научить ребёнка быть открытым этому миру, помочь ему находить общий язык с окружающими, показать, как нужно взаимодействовать с людьми при разных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности конструктивной деятельности Детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразн...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Особенности формирования временных представлений у ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ре...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста  с ограниченными возможностями  здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...