Дымковские расписные
методическая разработка
Обогащение представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно- образовательной деятельности по теме: «Дымковские расписные»
Пояснительная записка
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Актуальность темы: обогатить представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях.
Цель: Познакомить детей с глиняной и народной игрушкой , вызвать эмоциональный отклик.
Задачи:
1. Изучить основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки.
2. Обогатить словарный запас детей.
3. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов.
4. Вызвать желание украшать фигурку.
Форма проведения: игра-путешествие
Материалы и оборудование: бумажные домики, дымковские игрушки, трафареты, материалы для аппликации, аудиозапись народной мелодии.
Организационный момент.
Мягко стелется снежок
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое
Дымково прозвали.
-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в необычное село. Дома там деревянные, узорчатые, резные. Называется оно- Дымково.
Ход:
В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой, все село в дыму оттого, что топят печи, обжигают глиняные игрушки и в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Из небольшого кусочка глины, из шарика, получались то уточка, то петушок, то конек. Сейчас раннее утро, огоньки в домах зажигаются. Мы заглянем в окошечки, кого же мы обнаружим?
Путешествуем от домика к домику, рассматриваем дымковские игрушки:
1. Индюк.
2. Барышня – водоноска.
3.Дымковская барышня.
4. Утка, петух, рыба,.
5. Барашек, конь, козленок
Сравниваем дымковские игрушки между собой и детям задаем наводящие вопросы:
-Нравится ли вам игрушка и почему?
-Каким узором, элементом украшена?
-Какие цвета использовали мастера-умельцы, которые изготовили игрушку?
Дымковская роспись славна тем, что она сказочно красива. Веселый, игрушечный народец отличается яркими красками. Узоры просты, да цвета яркие и сочные. Ласково и нежно называют эту игрушку «Дымка».
Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей страны, но дымковскую ни с какой не спутать.
- Дымковская игрушка белоснежна. Перед тем как расписать, ее белили мелом.
-Детали: оборки, косички, жгутики – игрушка становится более выразительной.
-Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью.
-Элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.
-Цвет игрушки: желтый, синий, красный, зеленый, черный. В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым.
Физминутка. Под народную мелодию дети выполняют танцевальные движения (дымковских героев)
Аппликация.
Существует специальная мастерская по изготовлению дымковской игрушки.
- Хотите быть мастерами-умельцами в этой мастерской?
Детям раздаем трафареты дымковской игрушки. Из готовых узоров сделать аппликацию на свой выбор.
Выставка творческих работ.
Итог
-С какой игрушкой вы сегодня вы познакомились?
-О какой росписи узнали?
- Спасибо, ребята! Вы, сегодня, старались, молодцы.
Используемая литература
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Детство-пресс», 2000 г.
2. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина.«Детство-пресс»,2009 г.
3. Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки.
–М: «Детская литература», 2004 г.
Приложения.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост:
Точно солнечный цветок. А высокий гребешок,
Красной горкою горя, как корона у царя
За студеною водицей водоноска-молодица
Как лебедушка, плывет ведра красные несет
На коромысле, не спеша; посмотри, как хороша
Эта девица- краса, тугая черная коса.
Посмотрите, как хороша
Эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!
Барашек, левый рог-завиток
Правый рог-завиток, на груди- цветок,
Бока крутые, рога золотые
Копыта с оборкой, на спине Егорка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование образовательной деятельности с детьми по художественному творчеству по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»
Здесь представлен примерный план работы с детьми по ознокомлению с дымковским народным промыслом, проходящий через все виды деятельности дошкольников....
Дымковская игрушка расписная
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством....
Презентация "Все игрушки не простые, а волшебно расписные". Тема "Дымковская игрушка".
Презентация поможет совершить путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев-мастеров дымковской игрушки....
Лошадки не простые, дымковские, расписные.
НОД по оброзовательным областя "Познание" и "Художественное творчество" для 2 младшей группы детского сада....
Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...
"Дымковские расписные"
Конспект НОД во второй младшей группе. Знакомство с созданием народных игрушек. Видами народных игрушек. Роспись народных игрушек....
Конспект образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста(4-5 лет) по теме: «Вот игрушки не простые, дымковские расписные»
Образовательная деятельность по рисованию с детьми средней группы по мотивам дымковской игрушки....