Какая бывает дружба? В чем секреты детской дружбы?
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Мария Валерьевна

Какая бывает дружба? В чём секреты детской дружбы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_i_rekomendatsii_pedagoga.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Советы и рекомендации педагога-психолога

Какая бывает дружба? В чем секреты   детской дружбы?

C:\Users\ИВАН\Desktop\Без названия.jpgМамам и папам хочется, чтобы   у их детей были друзья. Важный составляющей дружеских отношений между людьми является   привязанность (психолог Дж. Боулби). Привязанность — это базовая человеческая потребность. Нам всем жизненно необходим рядом человек, от которого мы можем получить поддержку, признание, заботу. В раннем детстве потребность в привязанности удовлетворяется родителями, позже каждый из нас ищет близкого друга, а во взрослом возрасте привязанность реализуется в любовных отношениях. 

Какая бывает дружба?

    В 3 года ребенок впервые начинает делиться своими игрушками, пытается помочь другим детям на площадке. Первые конфликты, возникают из-за  неумением играть вместе. Такая дружба может оборваться из-за пустяка, потому что малыши еще не умеют мириться с недостатками своих товарищей.

    В 4 года впервые возникает мечта о друге. Друзей становится очень много, потому что в этом возрасте друг — это тот, с кем ты играешь в данный момент. Каждый новый знакомый на площадке, с которым удалась игра, уже друг. Особый приоритет отдается тем, кто готов сделать что-то особенное для ребенка.

     В 6−7 лет друзей  уже выбирают, основываясь на общих интересах. С ними хочется делиться любимыми игрушками и вкусностями, с ними «весело», девочки делятся на пары и обзаводятся «лучшими подругами», а мальчики сбиваются в мини-группы. Дружба превращается в своего рода «кооперацию».

    В   10 лет на первый план выходит потребность в сопереживании. Друг — это тот, с кем не страшно поделиться секретом, тот, кому без опаски можно доверять. В этом возрасте особое внимание уделяется таким качествам как доброта, отзывчивость, внимательность.

    После 12 лет дружеские отношения основываются на взаимопонимании, возможности делиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Неоценимыми становятся такие качества как верность, искренность. Друзья помогают преодолеть чувства одиночества и страха, поддерживают друг друга и стараются не обижать. В этом возрасте дружбу можно охарактеризовать как автономную взаимозависимость — друзьям позволено вступать в независимые отношения с третьими лицами. Она уже очень похожа на взрослые отношения, но всё ещё намного более интенсивна. Это объясняется тем, что дружба в подростковом возрасте участвует в реализации очень важных задач: отношения со сверстниками играют не последнюю роль в формировании идентичности ребенка. Кроме того, зарождается дружба между мальчиками и девочками, которая становится своеобразной подготовкой к романтическим отношениям.

В чём   секреты   детской дружбы?

Родители не смогут «научить» своих детей дружить в буквальном смысле этого слова, но есть небольшие хитрости, зная о которых, мама и папа смогут помочь ребенку чувствовать себя уверенно при построении дружеских отношений.

Найти компанию

Для того, чтобы завести друзей, нужно общаться и играть с другими детьми. В условиях современного мегаполиса, к сожалению, почти исчезли детские дворовые компании, которые раньше были настоящей школой дружбы — именно там дети учились тонкостям и правилам дружеских отношений. Это значит, что сейчас родители должны специально задумываться о том, где ребенок может найти себе компанию сверстников — это могут быть любые места, где дети могут свободно играть или делать вместе что-то полезное в безопасном пространстве.

Говорить о дружбе

Затрагивайте тему дружеских отношений, беседуя с детьми. Расскажите   историю о своих  друзьях детства: о том, как и где вы познакомились, во что любили играть, какие интересные приключения с вами случались, как вы ссорились и мирились. Такие рассказы  позволяют показать ребенку, как здорово и важно дружить! Читая детские книжки, слушая песни и просматривая мультики, так же можно поговорить о дружбе. Например, обсудить с дошкольником, что помогло крошке Еноту подружиться с тем, «кто живет в пруду». Для младших школьников поучительными в этом плане могут быть рассказы Осеевой.

Быть примером

 Единственный способ, которым мы можем научить своих детей дружить — это самому быть хорошим другом кому-нибудь. Взрослые своим примером ДОЛЖНЫ  показать, как нужно относиться к друзьям, какие есть способы решения конфликтов, как важно уметь идти на компромисс, и что совсем не страшно первому начать разговор и познакомиться с тем, кто тебе симпатичен. Существует ряд личностных факторов, которые ложатся в основу дружеской привязанности между детьми разных возрастов — главные среди них, пожалуй, стиль общения ребенка и особенности его поведения в совместной деятельности. Это значит, что чрезвычайно важно научить своего ребенка таким, казалось бы, несложным вещам как:

  • просить о помощи у других и самому оказывать помощь;
  • проявлять заботу по отношению к другим людям и принимать заботу от близких;
  • говорить спасибо и правильно реагировать на благодарность;
  • уважать интересы других и отказывать тем, с кем не хочется дружить;
  • иногда оставаться наедине с собой.

Разрешить быть самостоятельным

Родителям   хочется, чтобы ребенок дружил только с очень хорошими и положительными детьми.  Жизнь устроена таким образом, что не всегда получается так, как хочется взрослым. А детская логика сильно отличается от взрослой. Ожидания родителей  могут не совпадать с желаниями ребенка. В этом случае родителям лучше держаться на расстоянии, сохраняя дистанцию, не давать лишних советов и не критиковать окружение ребенка. А поведение родителей должно быть выстроено таким образом, чтобы у ребенка всегда было понимание, что он может в любой ситуации обратиться к ним и обсудить опыт своих отношений, даже если этот опыт негативный.

Дорожить дружбой

В современном мире все чаще  встречается обесценивание феномена дружбы.  Отношения становятся поверхностными и сводятся к приятельским компаниям, основанным на общих развлечениях. Наличие  верного друга рядом чрезвычайно важно и для детей, и для взрослых. Детям XXI века трудно  найти товарищей, как предшествующим поколениям. Родители могут   показать  им собственный пример настоящей дружбы, научив их быть преданными и надежными друзьями!

Литература:

 статья Мария Меролаева «5 секретов крепкой детской дружбы»

  Консультацию подготовила педагог-психолог Носова Мария Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"

Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"...

Какие бывают детские страхи, и что с ними делать

Какие бывают детские страхи, и что с ними делать68По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправ...

Детский исследовательский проект "Какой бывает вода?" Презентация к проекту.

История возникновения проекта.Рассматривая с детьми  глобус, дети были удивлены, сколько воды вокруг. Возник вопрос, какой бывает вода?  Мы решили путем экспериментирования разобраться в сво...

Экспериментальная детская деятельность. Тема: «Какими бывают песок и глина».

познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....

Какие бывают виды адаптации в детском саду и что делать родителям

Какие бывают виды адаптации в детском садуи что делать родителям...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Какие бывают деньги, какие они бывают и откуда берутся?" с детьми старшего дошкольного возраста

В данном конспекте обозначены цель, задачи, этапы ведения занятия. В ход занятия включены интересные игры, беседа и эксперимент....