Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Какие бывают деньги, какие они бывают и откуда берутся?" с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
В данном конспекте обозначены цель, задачи, этапы ведения занятия. В ход занятия включены интересные игры, беседа и эксперимент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin.gr_.docx | 231.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 2 С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Какие бывают деньги, как они выглядят и оттуда берутся»
с детьми 5-6 лет группы компенсирующей направленности
Составил :
учитель-логопед
Пастухова М.Л.
с.Месягутово -2023г.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста
Задачи:
- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- закрепить представление о составе числа 5;
- воспитывать у детей интерес к экономике.
Словарная работа: номинативный словарь – натуральный обмен, копейка, деньги, бумажная купюра, банк; глаголы – меняться, покупать, зарабатывать, считать.
Материалы и оборудование: мяч, картинки для презентации, деньги, коллекция копилок
Предварительная работа: отрывки из мультфильмов («Фиксики», «Смешарики»), беседа про деньги, магазин.
Формы организации коллективной деятельности: групповая работа в парах, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
I.Организационно – мотивационный этап
-Встаньте, пожалуйста, все в круг и положите свою ладонь на ладонь своего рядом стоящего товарища. Скажем все вместе такие слова:
«Мы ребята просто класс, все получится у нас!» Замечательно!
- Дети предлагаю вам отгадать загадку:
«В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем» Правильно, это деньги.
- И сегодня на занятии я вам расскажу, что такое деньги и как они появились. Но вначале, я хочу спросить у вас, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны?
- Правильно, ребята, деньги это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что то.
- За что расплачиваются деньгами? Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, работу. Родители получают деньги там, где они работают.
- Вот сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется «Для чего нам нужны деньги».
- Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте, для чего нужны деньги.
(Педагог по очереди бросает мяч детям. Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т.д.)
II.Основной этап
1. Постановка проблемы
- Как вы думайте, какие деньги лучше – бумажные или железные? Предлагаю это узнать практическим путём.
2. Экспериментальная часть
- Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны?
- Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги?
- Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (показывает изображение на картинке)
- Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.
- А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.
- Проходите, пожалуйста, к нашему экспериментальному столу и я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы.
- Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой. Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты?
- Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб.
- А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? На одной стороне десятирублевой купюре изображен мост, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры? А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить и как настоящие исследователи будем записывать результаты в карты.
- Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? На карте, напротив монеты ставим плюс. Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Напротив чего мы поставим плюс, монеты или купюры?
- Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Бумага легче и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей. Теперь посмотрите на свои записи, сколько плюсов вы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты. Но один существенный недостаток у таких денег это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет.
- В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.
3. Историческая часть
- Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без денег?
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег.
- А что бы нам отправится в прошлое, нам понадобятся часы (Воспитатель показывает большие настенные часы) Стрелки у часов двигаются вперед:
Физминутка "Часы" (1 мин)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
А чтобы в прошлом очутиться
Надо топнуть, хлопнуть, покружиться
- Вот мы и попали в прошлое. Давайте подойдем к макету. Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что вы на ней видите? Представьте, что в одном племени было много рыбы, а в другом много бананов. И решили они обменяться. Ребята, люди меняли не только рыбу на бананы, а всё, что они хотели получить в обмен на то, что у них есть: ракушки на перья, драгоценные камни на посуду. Так появился «натуральный обмен». Люди менялись ценными предметами, например, в нашей стране ценным был мех, украшения из металлов и камней. Но обмениваться разным товаром было не очень удобно. И тогда люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена. Они стали переплавлять ценные предметы и делать из них слитки разного веса. За большой слиток можно было купить большой предмет, за маленький слиток что-то мелкое. Первые монеты стали делать в древнем государстве Лидии (Китай). Носить много монет с собой было тяжело и опасно. Поэтому люди начали сдавать их в специальные кладовые, а в обмен получали бумажную расписку, это были первые бумажные деньги. Цифры на первых деньгах появились не сразу, сначала это были разные рисунки, но со временем люди поняли, что такие деньги сосчитать не возможно, поэтому начали печатать деньги, обозначающие ценность. В современном мире появились электронные деньги, которые хранятся на счетах в банке, а переводы совершаются при помощи пластиковых карт.
А сейчас нам пора возвращаться.
А чтобы в детском саду очутиться
Надо топнуть, хлопнуть, покружиться
4. Практическая часть
- Главная практическая ценность денег в том, что на них можно что-то купить. Покупать, ребята, тоже не просто: нужно суметь рассчитать количество денег и купить именно то, что вам необходимо. Предлагаю вам выбрать кошелёк и сходить в магазин, котором вас ждёт продавец. Вы можете купить любую игрушку или необходимый вам предмет, а потом мы побеседуем. Будьте в магазине внимательны и вежливы. (Дети выполняют задание).
- Расскажите что вы купили? (дети рассказывают о своей покупке, педагог в процессе задаёт вопросы по ситуации)
- А как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (ответы детей). Правильно дружбу, честность, доброту. Потому что дружбу и порядочность, ни за какие деньги не купишь. И это самое главное - это и есть настоящее богатство человека.
- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
5. Выставка
- Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? Правильно. Деньги можно хранить в кошельке, в банке, в копилке.
- Кто не хочет хранить деньги в банке, могут хранить и копить их дома. Для скопления денег люди придумали копилки.
- У кого из вас есть дома копилка, какая она, расскажите?
- Копилки бывают разные, интересные, необычные. Я вас приглашаю в музей копилок.
На столе оформлена выставка копилок. Дети рассматривают, беседуют.
- Дети, посмотрите, в нашем музее собрано много копилок. Все они разные по форме и сделаны из разного материала. Есть копилки из дерева, пластмассы, гипса. Подскажите мне словечко: если копился сделана из дерева, то она какая? Правильно, деревянная. Если их железа (стекла, гипса, бумаги, картона, пластмассы)?
III. Заключительный этап
- А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
- Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда берутся деньги и что можно купить на них, а чего купить нельзя даже за деньги мира.
- Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Список литературы:
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – Волгоград: 2008г.
2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.
3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/429169-konspekt-zanjatija-po-finansovoj-gramotnosti-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательной образовательной области «ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития» для детей старшего дошкольного возраста «Пешеходный переход в городе малышей»
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательной образовательной области«ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития»для детей старшего дошкольного возра...
Конспект комбинированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие», «Физическое развитие» с элементами развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.Тема «Проделки Метелицы»
Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов (форма, цвет, размер, части и целое, пространство).- проявление интереса к движениям на фитболах и степ-платформах, совершенств...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Научим Буратино правильно считать» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Научим Буратино правильно считать» для детей старшего дошкольного возраста...