Консультация для родителей "Использование ИКТ в качестве средства повышения уровня математического развития дошкольников"
консультация (подготовительная группа)
Применение информационных технологий в образовательном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 589.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Использование ИКТ в качестве средства повышения уровня математического развития дошкольников
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне[7].
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). В последнее время в связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ДО изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ. Актуальным является вопрос внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.
Технологии не стоят на месте и совершенствуются с каждым годом. Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютеров. Они глубоко внедрились в нашу жизнь, и значительно расширяют наши возможности. Технология ИКТ и использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет ребенку перейти от объяснений к делу, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Так, педагог Рина Жукова считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына, сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы - «обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.
Информационно-коммуникационные технологии дают массу новых возможностей для организации тематических занятий, значительно повышают наглядность представления материала и качество его усвоения.
В настоящее время педагоги нашего детского сада акцентируют свое внимание на внедрении ИКТ в образовательный процесс, в том числе и математического развития своих дошколят.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» гласит изречение А. Маркушевича.
В непосредственной образовательной деятельности используем следующие формы обучения:
- мультимедийные презентации и слайды;
- компьютерные игры;
- развивающие компьютерные программы;
Мультимедийная презентация — одна из составляющих использования ИКТ в непосредственной образовательной деятельности. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.
Презентацию используем как способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация стала для нас своеобразным планом занятия, его логической структурой.
Использование мультимедийных презентаций и слайдов с помощью программы PowerPoint позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность:
- эмоционально окрашенными,
- привлекательными,
- вызывает у ребенка живой интерес,
- является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Составлены интересные презентации «Веселый счет», «Цветик-семицветик», «Геометрические фигуры», «Прогулка с Лунтиком», «Больше, меньше, равно» и др. Они позволяют закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные качества, как умение выслушать ответы товарищей.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется эффективность внимания и память;
- формируется тончайшая координация движений глаз.
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения математике.
Они открывают новые возможности использования педагогических приемов в развитии логического мышления:
- Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
- Делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
- Посмотреть на работу воспитателя с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями.
В процессе использования компьютерных игр я решаю следующие задачи:
- Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков.
- Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
- Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Формирование учебной деятельности в целом.
Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов, служат для обучения счету и обозначению множества цифрой. Они закрепляют знания о величине предметов, форме, знакомят с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Помогают ориентироваться в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).
Для повышения мотивации во время занятий по ФЭМП мы используем интерактивную доску «Колибри». Она делает образовательный процесс более интересным, разнообразным и красочным для восприятия ребёнка. В образовательной деятельности применяются не только картинки, но и звуковое сопровождение и даже видеоматериалы. При помощи интерактивной доски можно объяснять новый материал, закреплять изученное, играть в игры, делать физкультминутку и зрительную гимнастику. Задания могут быть самые разнообразные: количество и счёт, закрепление записи числа, сравнение по картинкам, нахождение пар, прохождение лабиринтов, игры с геометрическими фигурами и т.д. С каждым разом дети совершенствуют свои навыки работы с интерактивной доской.
Наглядность - важный принцип обучения ребенка. С помощью презентаций занятия проходят интересней. Приобщение ребенка к этому предмету в занимательной форме поможет в дальнейшем легче его усваивать в школе.
Презентацию можно использовать на протяжении всей образовательной деятельности или как часть её. Созданные презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребёнка, он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите и др.)
Таким образом, технологии ИКТ позволяют в доступной и увлекательной форме развивать элементарные математические представления у дошкольников.
Так работая с ИКТ необходимо соблюдать временную нагрузку на организм ребенка, то есть положенный интервал времени, используемый на одной части образовательной деятельности. Интерактивные технологии являются очень яркими моментами в детской деятельности, ребенку не всегда хочется оставлять эти занятия, хочется продолжения яркой игры. Они позволяют не потерять эмоциональный настрой детей, сохранить интерес и добиться поставленной цели. Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Для закрепления счета до 10 используется детская мультипликационная программа «Арифметика – малышка».
Электронные пособия:
- «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы»)
- «Занимательная геометрия» (Хочу все знать)
- «Веселые уроки»
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию стараемся не использовать.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в образовательном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Список использованных источников.
1.Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991. – 207с.
2.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н, Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1997. – 175с.
3.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2011. – 128с.
4.Каджаспирова. Использование технических средств в дошкольном образовании. - М.: «Просвещение», 2001.
5.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение», 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...
Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР
Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....
статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...
презентация на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
презентация на тему: «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигатель...
методические разработки на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
картотеки динамическийх пауз; ОВД, танцев и тд с применением эластичной ленты...
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...