СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья по физкультуре

Ильина Тамара Викторовна

 

Т.В. Ильина, Л.П. Микита

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

         Данная статья посвящена развитию физических качеств дошкольников средствами спортивных игр.

Ключевые слова: здоровье, развитие, физические качества, дети старшего дошкольного возраста, спортивные игры, физическая культура.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ilinoy_t.v._mikita_l.p.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Ильина, Л.П. Микита

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

         Данная статья посвящена развитию физических качеств дошкольников средствами спортивных игр.

Ключевые слова: здоровье, развитие, физические качества, дети старшего дошкольного возраста, спортивные игры, физическая культура.

T.V. Ilyina, L.P. Mikita

SPORTS GAMES AS MEANS OF INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF PRESCHOOLERS

        This article is devoted to the development of physical qualities of preschoolers by means of sports games.

        Key words: health, development, physical qualities, children of preschool age, sports, physical education.

Дошкольное детство - ответственный период развития ребенка. Как утверждает Э.Я. Степаненкова (2006), именно в дошкольном возрасте,  под воздействием целенаправленного физического развития, у детей закрепляются и совершенствуются условные связи, повышается физическая подготовленность, совершенствуются физические качества. В  дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств [4].

Именно в  дошкольном возрасте «формируются ценностные установки изменение личности ребенка, база его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Задача дошкольного образования – поддержка уникальности каждого ребёнка, его способностей как исходной точки включения и последующего усвоения разными формами традиций предыдущих поколений в быстро изменяющемся обществе, способствование совершенствованию разнообразных форм активности ребенка, передача социальных норм и ценностей, содействующих положительной социализации в поликультурном многонациональном социуме».

Игра для детей дошкольного возраста – важнейшая часть жизни. Это не просто любимое занятие, а так же  ведущий вид деятельности. В игре формируются все новообразования дошкольников. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом внимания взрослого, когда он полноценный объект деятельности. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. В игре развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества, а также проявляется естественная потребность в движении, необходимость найти решение двигательной задачи [2].

Занятия спортивными играми и упражнениями способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. При обучении элементам спортивных игр в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям [1]. Спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания, которое не теряет своей актуальности на протяжении всей жизни человека [4].  

        Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду № 187 г.Хабаровска, необходимым являлось  организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности . С 1  марта 2019 г.  был запущен педагогический эксперимент,  реализующий  образовательную программу «Школа мяча». В основу разработанной программы были использованы программа «Физическая культура дошкольника» Л.И. Пензулаевой и элементы программы «Школа мяча» Н.И.Николаевой.   Целью нашей программы являлось совершенствование физической  подготовленности дошкольников средствами спортивных игр с мячом.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом (в парах, втроём, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми [4].

Данная программа рассчитана на один учебный  год, занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут, у воспитанников старшей и подготовительной группы.  Реализация запланированного педагогического эксперимента была организована и проведена в течение 2019-2020 года. В эксперименте приняли участие 10 детей старшей группы, 5 мальчиков и 5 девочек.

Тестирование уровня физической подготовленности   проводилось в начале и в конце эксперимента. На первом этапе был выявлен исходный уровень  физической подготовленности у старших дошкольников. Для определения физической подготовленности детей использовались контрольные упражнения, применяемые в программе физического воспитания дошкольников: прыжок в длину с места (см), удержание равновесия на одной ноге (с), наклон вперед из положения стоя (см), бег на 10 м, (с), челночный бег 3х10 м (с), трехминутный бег (м).

На начало эксперимента в тесте «прыжок в длину с места»,у 40 %  девочек был выявлен уровень ниже среднего,  средний уровень у 60%. Мальчики выполнили данное упражнение лучше чем девочки. Так, у 58% был обнаружен средний уровень развития скоростно-силовых способностей и  у 42 % высокий.

 В тесте «наклон вперед из положения, сидя, ноги врозь» были получены следующие результаты:  у 92 % девочек был отмечен средний уровень и только 8 % показали высокий уровень; у 98 % мальчиков был выявлен средний уровень и 2 % высокий.

В упражнении на равновесие нами были получены такие результаты: у 19 % девочек выявлен средний уровень, у 55 % ниже среднего и  у 26 % низкий. В  данном упражнении, средний уровень зафиксирован у 63 % мальчиков и у 37 %  низкий уровень.

 Анализ результатов бега у мальчиков  на 10 метров позволил выявить средний уровень у  42% , низкий уровень у  58 % . У девочек  29% обнаружен средний уровень и у  71 %  низкий уровень.

В челночном беге 3х10 м средний уровень  выявлен у 60%  мальчиков,  а 40%  низкий уровень. У девочек 53 % средний уровень и 47 % низкий.

Анализ показателей трехминутного бега позволил выявить у  64 % девочек  низкий уровень, 36 % обнаружен  средний. У мальчиков 57 % низкий уровень, 43 % средний.

После реализации программы «Школа мяча» нами было проведено тестирование физической подготовленности дошкольников экспериментальной группы. Анализ результатов проведенного исследования показал следующее: в тесте «прыжок в длину с места» как у  девочек, так и у мальчиков был выявлен выше среднего уровень. В упражнении на гибкость прослеживается увеличение высокого уровня, как у мальчиков, так и  у девочек. Если на начало исследований у 8% девочек был отмечен высокий уровень, то на конец  у 17 % , а мальчики улучши свой результат вдвое.

После эксперимента  в упражнении на равновесие все дети показали результаты среднего уровня. В беге на 10 м. 3 %  девочек  выполнили норматив на средний  уровень, а мальчики  5 %. На конец эксперимента в челночном беге 3х10 м у мальчиков низкий уровень был выявлен только у 40 %, а у девочек он   снизился до 67%. У  детей  были улучшены результаты в трех минутном беге: низкий уровень показали 53 %  мальчиков,  и 62 % девочек.

Таким образом, проведя сравнительный анализ физической подготовленности дошкольников, можно говорить об эффективности разработанной и апробированной программы  «Школа мяча». Данная программа может быть использована инструкторами по физической культуре в дошкольных учреждениях.

Библиографические ссылки

1. Коломийцева Н.С. К вопросу об использовании элементов спортивных игр при организации занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста / Коломийцева Н.С., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В. // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. № 1. С. 270-271.

2 Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. –№ 3. – С. 52–54.

3. Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. -СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2012.-96с.

4 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. Издательский центр «Академия», 2006, - 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня физической подготовленности дошкольников

В пособии освещены условия и методика организации обследования физической подготовленности дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Педагогам предложена схема оценки двигательной деятельности д...

Практико-ориентированный проект " Повышение уровня физической подготовленности воспитанников через организацию спортивной деятельности"

Цель проекта: использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований, элементов спорта в образовательном процессе для повышения уровня физической подготовленности детей старшего до...

статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...

презентация на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»

презентация на тему: «Инновационная технология Thera-Band Baby  как эффективное средство повышения уровня  физического развития дошкольников 5-7 лет  с нарушением опорно-двигатель...

«Использование метода круговой тренировки в ДОУ - как повышения уровня физической подготовленности детей»

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Джон Дьюи....