Игра ,как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра, как средство речевогоразвития детей дошкольного возраста. | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Важным моментом речевого развития при ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому при речевом развитии детей, необходимо в игровой форме предлагать задания, направленные на формирование всех сторон развития речи.
Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Бондаренко А.К., Богуславская З.М. предлагают следующую структуру дидактических игр и методику их проведения.
Структуру дидактической игры образуют:
1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые правила, игровые действия, результат;
2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым воспитатель в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
1) предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материала (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2) настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно - печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству;
- лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. Д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
- домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.
- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
3) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая и игровая задача, правила, игровые действия.
Организация дидактических игр в группе старшего дошкольного возраста осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Только тогда дидактическая игра вступает как средство развития речи детей, так как:
1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в содержание любого занятия (музыкальное, физкультурное, изо деятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал;
2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям;
3. Пособия должны быть внешне привлекательными;
4. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Систематическое использование дидактических игр и игровых приемов на занятиях оказывает большое влияние на речевое развитие, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения.
Дидактические игры, проводимые на занятиях, применяются и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний, при этом учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Для реализации воспитания звукового анализа на занятиях детям предлагаются дидактические игры на различие свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков, выделение в словах определенных звуков, слогов, ударения. Например, «Найди звук», «Картина – корзина».
В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Игра «Скажи с разной интонацией» - позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Очень эффективны задания на сочинение окончаний к ритмическим фразам («Наш зеленый крокодил….», «Ты, лисичка, с кем играла?», «Где ты, Катенька, гуляла? » и т.п.). Они способствуют развитию у ребенка чувства ритма и рифмы, готовят ребенка к восприятию поэзии и формируют выразительность собственной речи.
Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто, где живет?», «Кто, кем был?».
Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки) и подбирать производные слова.
На развитие синтаксической стороны речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же используем игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами (береза-березка-березонька); различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных (бежал - забежал-подбежал); (умный - умнейший).
С целью обогащения, уточнения и активизации словаря уделяем внимание таким дидактическим играм, которые направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Узнай, кто это?».
Игры с синонимами способствуют осознанию ребенка возможности подбирать слова сходные по значению и использовать их в речи.
Развитие связной речи определяется умением строить разные типы высказываний описание, повествование, рассуждение. Это пересказы литературных произведений (В. Бианки «Купание медвежат»), и русских народных сказок («Петух и лиса»), используя сюжетные картинки, схемы, рассматривание и описание картин («Кошка с котятами», «Зайцы»).
У дошкольника с ОНР развивается важное умение - слушать и понимать речь взрослых и сверстников. Он должен легко входить в контакт, быть активным и доброжелательным в общении. На занятиях необходимо посредством дидактических игр развивать коммуникативные умения дошкольников, чтобы они проявляли уважение к взрослым, умели слушать собеседника, поддерживали тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечали на вопросы полными ответами. Важно также научить ребенка адекватно использовать невербальные средства общения, уметь регулировать темп речи и силу голоса, использовать различные интонации.
Таким образом, рассмотрев, теоретический аспект проблемы речевого развития детей дошкольного возраста выяснила, что к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы все компоненты речевого развития. Нарушение речи может оказывать влияние на психическое развитие ребенка, вызывать расстройства в коммуникационной деятельности детей, не успешность в школьном обучении. Поэтому использование дидактической игр, как эффективного метода речевого развития детей дошкольного возраста, необходимо, т.к. во-первых дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, а во-вторых игра является ведущим видом детской деятельности. Так же дидактические игры отличаются от других игр и упражнений определенной структурой, которую образуют основные и дополнительные компоненты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....
«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...
Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых, поисковых задач. Процесс внедрения в практику квест-те...
Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Настольно-печатные игры Как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста»...
Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Понятие и сущность игр-драматизацийОпределение 1Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, пе...
Консультация для родителей "Настольно-печатные игры, как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста"
В данной консультации содержится материал, помогающий родителям разобраться в полезности и значимости для детей настольно-печатных игр. Предоставленны некоторые виды игр с описанием правил и действий....