На прогулку в зиминй лес
консультация (младшая группа)
Формировать интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_progulku_v_zimniy_les.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«На прогулку в зимний лес».
Солнечный денек,
Искрящийся пушистый снег
Так и манят на улицу.
Теплее одевайтесь.
Идем на улицу.
Тихий серебряный лес так непохож на зеленый, густой, звенящий трелями птиц. Сейчас все спит. Деревья не растут. Дни коротки, солнца мало, из замерзшей почвы корешки дерева не получают влагу и питательные вещества. А сигнал к тому дала осень.
Как это было?
- Жила-была щедрая красавица Осень. Любила она наряжать деревья в разноцветные наряды. Любила принимать гостей и одаривать подарками. Нравилось Осени, когда приходили к ней в лес - за грибами, в огород- за овощами, в сад за фруктами. Но с каждым уходящим днем Осень становилась все задумчивее и чуть мрачнее. Знала она что скоро придет ее сестра- снежная белолицая Зима. И покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом. Вот и решила. Осень предупредить и подготовить к зимовке всех лесных жителей. Собрала заботливая Осень растения, зверей и птиц, рыб и насекомых. И приказала: деревьям и кустарникам - сбросить листву, медвежатам и другим животным –спрятаться в теплые берлоги и норы, насекомым-укрыться под корой да в опавшей листве, зайцам да белкам-сменить шубки наиболее теплые и незаметные в зимнюю пору. Белкам она отдельно посоветовала сделать побольше запасов на зиму и не в одной кладовочке, птицам, которые боятся холода и голода,- лететь в теплые края. А тем, кто рискнет остаться на зиму,- перебираться ближе к жилищу человека, там больше корма. Рыбам, лягушкам и другим водным обитателям наказала Осень закрыться теплый ил глубже и дремать до весны. И все послушались мудрую Осень. А когда, заметая большими снегами и обнимая крепкими морозами, пришла белая Зима, лесным обитателям было не страшно, ведь все успели подготовиться к ее приходу.
Разгадаем тайны.
Теперь вы с малышом увидите своими глазами, как зимует лес. Давайте возьмем с собой на прогулку загадки.
В шубе летом,
А зимой разодетый. ( Лес.)
Лиственные деревья- береза, дуб, липа ,тополь, осина- сбросили свои листочки. Ведь, если дерево останется зеленым на зиму, выпавший снег налипнет на листву и под его тяжестью ветки сломаются. Это опасно для дерева, поскольку оно может погибнуть.
Хвойным деревьям- ели, сосне, кедру- не надо готовиться к снежной зиме. Они круглый год остаются зелеными. Сейчас хвойные деревья самые красивые в лесу!
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая . как еж,
Зимою в платье летнем. ( Ель.)
Елки стоят, опустив почти до земли густые колючие ветви, укрытые белыми снежными шалями. Ажурные кроны сосен зеленеют среди заснеженных полей и лесов. Прямые стройные стволы, как стрелы, пронзают морозную высь.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна.)
У хвойных деревьев вместо листочков – иголочки, которым снегопады и трескучий мороз не страшны, потому что они надежно защищены плотной оболочкой. Подойдите поближе к дереву, рассмотрите хорошо «листочки» ели и сосны. Спросите своего малыша: « Чем отличаются хвоинки этих деревьев» Пусть кроха сам найдет эти отличия: у ели хвоинки короткие и жесткие, растут каждая отдельно друг от друга, а еще они имеют четырехгранную форму. А у сосны хвоинки– длинные , более мягкие и растут парами. В чем же сходство? « Листочки» ели и сосны зеленые и колючие , как настоящие иголки. Но они отнюдь не «вечные». Ель и сосна не сбрасывают свои иголочки на зиму – они их меняют постепенно. Загляните с малышом под крону ели или сосны – под ногами увидите слой иголок. Вот вам и подтверждение.
Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки , растущие из одной точки в разные стороны . По этим разветвлениям можно сосчитать , сколько лет растению. Это удобнее сделать на маленьком дереве. Подойдите с крохой к небольшой елочке и узнайте ее возраст. Елочка, которой 5 лет , еще невысокая, ниже ребенка такого же возраста.
Я – сестра сосен и елок,
А зимою без иголок . ( Лиственница )
Не стоит забывать и еще об одном особом хвойном дереве – лиственнице. Символом нашей страны принято считать березу. Но в действительности больше всего в России лиственниц. Именно лиственничные леса занимают у нас большие площади. Мягкая, нежная светло-зеленая хвоя лиственницы желтеет, полностью опадает каждую осень. А весною из почек появляются молодые хвоинки с особым ароматом.
Смолянистый запах отличает все хвойные деревья. Разотрите хвоинки руками, чувствуете удивительный аромат? Хвоя выделяет в атмосферу фитонциды – особые вещества, благодаря которым она не только наполняет воздух неповторимым ароматом, но и обеззараживает и очищает его. Так что, чаще гуляйте по хвойным лесам – это очень полезно.
На взрослой ели, сосне можно увидеть шишки или найти их под кроной дерева. Шишки – плоды этих деревьев. Сравните – у сосны она короткая, округлая, твердая, растет долго – два года. Шишка ели длинная, продолговатая. Если на сосне вы увидите зеленую шишку, значит , она еще молодая, несозревшая. Когда семена полностью вызревают, шишка становится коричневой. Возьмите из леса несколько сосновых шишек домой и понаблюдайте за ними. Через 2-3 дня вы услышите необычные потрескивания – пощелкивания. Не пугайтесь, это раскрывается шишка. Внутри вы увидите семена. Рассмотрите их. У каждого семечка есть прозрачное крылышко , оно, как маленький пропеллер, помогает семечку быстро – быстро вращаться и замедляет падение. В природе созревшие шишки раскрываются весной, и выпавшие семена отправляются в воздушное путешествие, иногда очень далекое.
Дома посадите семечко в горшок с землей и понаблюдайте, прорастет или нет. Если - да, растите его, соблюдая особенности выращивания сосны в комнатных условиях. А потом можно будет пересадить саженец на дачный участок или во двор дома. Но учтите, что молодые хвойные деревья в первые годы жизни очень медленно растут. Только через 3-4 года вы получите саженец высотой 40-50 см.
Лес – многоэтажный дом для растений и животных. Сосны и ели – самые высокие деревья – составляют первый ярус леса. Им достается больше всех солнечного света. Второй этаж занимают лиственные деревья. Они сейчас стоят голые, без листочков. Следующий ярус – кустарники: орешник, боярышник, бузина. Все это тоже листопадные растения. Самый нижний ярус покрывают мягкие ковры из мхов.
Поиграйте с малышом в юных исследователей. Научите определять деревья! Зимой сделать это достаточно сложно. А подсказкой станут загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. ( Береза.)
Не трудно среди темнеющих стволов выделить березу по белой бересте с четкими черточками.
В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. ( Дуб)
Сложнее для малыша найти дуб. Однако это могучее дерево с мощным стволом дает вам еще подсказку – свои плоды в виде желудей, разбросанные под густой раскидистой кроной.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. ( Рябина)
Шишки, желуди, ягоды рябины – единственная пища для обитателей леса. Шустрой белочке, пестрому дятлу и клесту непросто прокормиться. Зимующие птицы лакомятся семенами шишек. Упавшие на землю темно-коричневые, словно полированные, желуди, алые кисти рябины – все это подбирают мыши-полевки и бурундуки. Как видите, кажущееся сонным зимнее царство леса живет активной жизнью. Обратите внимание на снежный покров. Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы, множество лесных знаков. Следы птиц, мышей, зайцев, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, пустые объеденные шишки – все это признаки присутствия лесных обитателей
Щедро хвалите ребенка за каждую подмеченную деталь. Внимание к окружающему миру учит малыша думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления.
Посмотрите кругом, на белое покрывало земли, на таинственные сугробы. Помогите ребенку найти в самых причудливых силуэтах сказочные домики и любимых героев.
Задания для крохи.
Сегодня на прогулке по зимнему лесу вы с малышом увидели не только деревья, но и снег. Это уникальное вещество. В солнечный морозный день снежок пушистый, легкий, искристый, скрипит под ногами, из него трудно лепить снежки и снеговиков. А в оттепель снег тяжелый, мокрый – из него легко получаются снежные скульптуры. Потому что снег – это вода, замерзшая в виде кристаллов - снежинок.
- Принесите домой снег в ведерке.
Понаблюдайте, как пушистый снежок превращается в прозрачную воду.
2.Определите цвет снега и льда.
Положите в прозрачный стакан кусочек льда, а в другой – комок снега. А теперь сравните их. Какого цвета снег? Он белый. Какого цвета лед? Бесцветный.
- Определите прозрачность снега и льда, а затем сравните.
Положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку, сравните, где ее видно, а где нет. Под снегом, при всем старании, картинку не удается разглядеть. Значит, снег непрозрачный, а лед прозрачный.
- Определите форму снега и льда.
Посмотрите, имеет ли форму рыхлый, сыпучий снег. Имеет, но лишь ту, которую ему придают.
А имеет ли форму лед? Он принимает форму сосуда, где замерзла вода. Вместе с ребенком залейте воду в формочки и поставьте в морозилку. Периодически смотрите в формочки, наблюдая, как вода превращается в лед. Красивыми замороженными кубиками можно сделать во дворе на снегу красивый орнамент.
- Спросите малыша, как теперь воду превратить в снег.
Можно сделать это в морозилке, где вода застывает.
- Попросите ребенка дать определение зиме, снежинке…
Зима какая? ( Холодная, снежная, белая, морозная)
Снежинки какие? ( Красивые, серебристые, легкие, узорчатые)
Что делают снежинки? ( Летают, падают, кружатся,
опускаются)
Лед какой? ( Твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда, хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара)
- Спросите малыша, какие деревья называют вечнозелеными? ( Ель, сосна). Кто в лесу лакомится семенами шишек? (Белка, дятел, клест). В книгах часто рисуют около зимней елочки лису, медведя, ежика. Сказочные персонажи имеют право не спать зимой. А в природе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРпо теме: "Осень"Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна...
Оздоровительно-игровой проект "Зиминие забавы"
Реализация проекта в средней группе....
Приложение к портфолио воспитателя Зиминой Людмилы Александровны
Представляю Вашему вниманию свои разработки занятий и их самоанализы...
Зиминие забавы
Сценарий зимних развлечения на улице...
Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"
А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...
Проект "8 марта" авторы проекта Князева А.н и Зимина О.Ю
Праздник «8 марта» служит напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов...
Проект "8 марта Мамочку свою люблю" авторы проекта Князева А.н и Зимина О.Ю
Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, не купленные в магазине, а сдел...