Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"
статья

Завьялова Татьяна Евгеньевна

А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сначала проводится настольная игра, затем подвижная и, наконец, хороводная. В работе с детьми мы разработали другую последовательность работы над играми. Начинать надо со спокойных настольных игр для более качественного освоения музыкального материала и решении музыкальных задач. Затем переводить их в хороводные игры, где дети совместно осваивают игру и помогают друг другу в решении поставленных задач. Заканчивать подвижными играми, где каждый самостоятельно выполняет условия игры.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой

Среди самых интересных и загадочных явлений детское творчество занимает важное место. Проблемы ее развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется: во-первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сначала проводится настольная игра, затем подвижная и, наконец, хороводная. В работе с детьми мы разработали другую последовательность работы над играми. Начинать надо со спокойных настольных игр для более качественного освоения музыкального материала и решении музыкальных задач. Затем переводить их в хороводные игры, где дети совместно осваивают игру и помогают друг другу в решении поставленных задач. Заканчивать подвижными играми, где каждый самостоятельно выполняет условия игры.

Каждый вид игр имеет свой алгоритм разучивания. Практика показывает, что игры нужно начинать разучить в определенной последовательности, т.к. каждый вид является усложнением предыдущего, а именно: спокойное музицирование, после вариант хороводной игры и затем подвижная игра.

I вид - спокойная игра. Она позволяет осуществить качественное освоение музыкального материала. Предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Спокойная игра имеет тенденцию к развитию звуковысотного слуха. И прежде всего она требует внимания, сосредоточенности и тишины.

II вид - хороводная игра. Она вводится как усложнение I вида, когда ребенок хорошо уже усвоил музыкальный материал игры. Усложнение является умение ребенка реагировать на смену звучания определенным движением в хороводе. Когда дети участвуют в хороводной игре они контролируют себя, ориентируются на действия товарищей, не боятся ошибиться, имеют возможность сразу исправить свою ошибку и в процессе действия закрепляют сенсорные понятия, которые заложены в дидактическое задание. Достоинство хороводных игр в том, что дети, помогают и подсказывают друг другу. I вид игры позволяет изучить игру, а во II виде уже имея определенные знания происходит процесс применения полученных знаний.

III вид – подвижная игра. Это дальнейшее усложнение II вида, в ходе которого ребенок самостоятельно реагирует на смену музыки, контролирует и оценивает себя. При этом реакция на смену звучания здесь та же, что и в хороводном варианте игры. Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе место, действует по ситуации, и он сам решает поставленную музыкальную задачу не только играя, но и развивавая слуховую способность, которая необходима. Когда вводится одна и та же игра в хороводном и подвижном варианте, у ребенка поддерживается интерес к музыкальным играм, он обогащается новыми впечатлениями, развивает собственную инициативу, творчество, способность к различению средств музыкальной выразительности и восприятию.

Чтобы выработать систему работы на практике за основу нами была взята игра «Кот и мыши» из сборника Н. А. Метлова «Игра с пением». Вместе с детьми по системе Н. А. Зиминой сочинили три вида игр: спокойная, хороводная, подвижная. Изначально игра «Кот и мыши» была игрой с пением. Изучив её, мы превратили игру с пением в дидактические обучающие игры по методике Н. А. Зиминой. Сама Н. А. Зимина предлагает разучивание следующих игр, в три этапа: «Веселые матрёшки», «Птицы и птенчики», «Колокольчики», «Снеговик и снежинки», «Оркестр», и др. Опираясь на методику Н. А. Зиминой разработали свой        вариант развивающей творческой игры:

I вид. Спокойная настольная игра «Кот и мыши»

II вид. Хороводная игра «Кот и мыши»

III вид. Подвижная игра «Кот и мыши»

В спокойную настольную игру с детьми следует играть на протяжении 2-3 занятий, далее спокойную игру переводим в хороводную. Спокойная игра имеет тенденцию к развитию звуковысотного слуха. Она требует внимания и сосредоточенности. В этом виде игры следует вводить различные дидактические пособия. Основные этапы игры в трех видах будут сохраняться, а часть из них видоизменяться и обогащаться. Дети должны совместно с педагогом обогатить игру новым видением её, отношением к ней. Каждая игра имеет четкую структуру, цели, задачи, содержание, правила, но непредсказуемый результат. Игру можно поделить на две части: Практическая (отработка движений, правил) и творческая (создание образа: мышка – хитрая, игривая, кот – серьезный, важный.) Помимо решения музыкально творческих задач, эта игра в три этапа позволяет решать целый ряд задач:

  • Преодоление психологического барьера (стеснение, неуверенность в себе)
  • Формирование адекватной самооценки
  • Умение работать в малой группе
  • Умение слушать музыку и т. д.

Рекомендации к игре:

  • не разучивать музыкальные игры вне музыки
  • строить работу исходя из музыкального образа
  • задавать однозначные, точные вопросы
  • обязательно проводить самооценку
  • ввести поощрение

I  вид

II вид

III вид

Цель

Развитие творческих и музыкальных способностей, уметь действовать по ситуации и воспитать культуру общения, построения отношений друг с другом.

Развитие творческих и музыкальных способностей, уметь действовать по ситуации и воспитать культуру общения, построения отношений друг с другом.

Развитие творческих и музыкальных способностей, уметь действовать по ситуации и воспитать культуру общения, построения отношений друг с другом.

Алгоритм:

Подбор игры с опорой на жизненный опыт

Вспомнить мультфильм «Том и Джерри».

Вспоминаем спокойную игру «Кот и мыши».

Вспоминаем хороводную игру «Кот и мыши».

Введение во все игры элементов творчества:

Поговорить о главных героях, охарактеризовать их:

Кот – серьезный, важный.

Мышка – хитрая, игривая.

Идет подбор звуков в высоком(мышка) и низком(кот) регистре, изображаем походку кота и как бегает мышка.

Главные герои придумывает себе образ мышек и кота. Основная часть детей в хороводе открывает и закрывает воротца. Каждый герой добавляет свой образ. Например, мышки бегают мелкими шажками, попискивают. Кот наоборот ходит важно и машет хвостом.

Усложняем каждому ребенку задачу. Каждый ребенок самостоятельно обогащает свой образ кот или мышки, например, бегает виляя хвостиком, как мышка, ходит вальяжно как кот, издает звуки мышки или кота.

Содержание игры

Дети располагаются за столами. Им раздаются изображения или небольшие игрушки котов и мышек. Когда произведение звучит в высоком регистре – выходят гулять мышки (дети передвигают их по столу) и «пищать», как только начинает звучать музыка в низком регистре - выходят коты, начинают «мяукать», а мышки скорее убегают.

Ленивый кот спит, но спит всегда чутко. Как только мышки выходят на прогулку погулять, повеселиться, потанцевать, кот просыпается и идет на охоту ловить мышек. Для того поиграть в эту игру нужно выбрать двух главных героев мышку и кота, а остальная часть детей будут водить хоровод и изображать воротца. Когда начинает звучать музыка мышка танцует, как только зазвучала музыка кота, вбегает кот, воротца открыты, он начинает ловить мышку, она бегает, а он должен ее догонять, воротца должны закрыться и не впустить кота, когда мышка останется в кругу.

Детей делим на две группы: мышки и коты. Коты спят в своих домиках, а мышки прогуливаются по залу танцуют, веселятся, играют друг с другом, просыпаются коты, мышки увидев котов становятся беспокойными и пытаются убежать, а коты в свою очередь ловят мышек.

Ознакомление с музыкальным материалом

Когда звучит музыка Т. Ломовой «Коты и мыши» с 1 по 12 такт в высоком регистре по столу начинают бегать мышки, при звучании песни в низком регистре с 13 по 16 такт выходит кот, а мышки прячась убегают.

Слушаем музыку, определяем характер, настроение. Спросить к какому герою относится музыка в начале/ в конце? Какая она? Почему подходит мышке/ коту?

Слушаем музыку, определяем характер, настроение. Спросить к какому герою относится музыка в начале/ в конце? Какая она? Почему подходит мышке/ коту?

Принятие правил:

Мышки выбегают, когда звучит музыка в высоком регистре, а коты – когда в низком. Кто правильно услышал музыку и наиболее лучше передал характер героя - получает приз.

Звучание музыки – открываются воротца и мышка танцует внутри круга. Если кот не успел поймать мышку, он уходит на скамейку и выбирается новый герой.

Звучание музыки –мышки танцуют, а коты спят.

Пойманных мышек, отводят на скамейку в дом.

Кот, который поймает всех больше мышек получает приз.

Если остались не пойманные мышки, когда уже музыка окончится, то эти мышки становятся котами и игра начинается заново.

Отработка элементов игровых ситуаций:

Игра с отработкой элементов, с комментариями педагогов, с коррекцией неточных движений.

Почувствовать через движение характер музыки: Придумать танцевальные движения для мышки (мышка должна попрыгать на двух ногах, руки держать на груди, делать два прыжка, затем мелкий бег, опять два прыжка и опять мелкий бег мелкими шажками, а затем покружиться.

Придумать движения для кота (кот входит неторопливо в круг, крутит хвостом, с гордой осанкой, важный, гладит грудку)

Придумать движение для хоровода (хоровод, то открывает, то закрывает дверцы. Когда танцует мышка идут вправо, потом приседают и встают)

Почувствовать через движение характер музыки:

Придумать танцевальные движения для мышки (каждый ребенок показывает мышку так, как он представляет себе образ)

Так же придумать танцевальные движения для кота

Проведение самооценки:

Точно ли начиналось и заканчивалось движение с музыкой? Соответствовал ли образ героя?

Понравилась ли игра?

Точно ли начиналось и заканчивалось движение с музыкой? Соответствовал ли образ героя? Понравилась ли игра?

Правильно ли команда смогла определить регистр?

Двигалась ли она в характере музыки?

Понравилась ли игра?

В результате проведенной работы мы отметили, что важную роль в жизни дошкольника играют игры. Мы убедились, что именно игра наиболее эффективная форма развития творчества и музыкальности у детей, так как в процессе работы она способствовала максимальной активизации детей, т.е. она позволила приблизить и расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Выработанная нами система позволила наиболее дольшее время сохранить интерес у детей к игре, понять содержание и лучше развить способности, которые мы хотели сформировать у детей. После такой большой работы диагностика показала заметную динамику в улучшении развития качества музыкальных способностей. А также стоит отметить, что вследствие раскрытия материала, мы убедились, что благодаря системной работе деятельность детей в игре стала более осмысленной и качественной, движения приобрели большую точность и выразительность, а это стало огромным показателем проведенной нами работы.

Литература:

  1. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий //Избр.труды. В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 16-17
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003. С. 19.
  3. М.С.Осенеева, Л.А.Безбородова. Методика музыкального воспитания младших школьников. -М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - с.201
  4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. - с.258-259
  5. Замыцкая Л.С., Крашенинникова Н.Б. Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. - с.74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников при помощи этюдов и игровых упражнений»

Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя - создателя результатов своего творчества.Предлагаю комплекс этюдов и игровых упражнений ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально - творческих способностей детей с использованием музыкально - дидактических игр

1. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально -творческих способностей(старший дошкольный возраст)Тема: "Веселое приключение"2. Конспект непосредственн...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами»

Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деяте...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...