Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"
статья
А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сначала проводится настольная игра, затем подвижная и, наконец, хороводная. В работе с детьми мы разработали другую последовательность работы над играми. Начинать надо со спокойных настольных игр для более качественного освоения музыкального материала и решении музыкальных задач. Затем переводить их в хороводные игры, где дети совместно осваивают игру и помогают друг другу в решении поставленных задач. Заканчивать подвижными играми, где каждый самостоятельно выполняет условия игры.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой
Среди самых интересных и загадочных явлений детское творчество занимает важное место. Проблемы ее развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется: во-первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.
А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сначала проводится настольная игра, затем подвижная и, наконец, хороводная. В работе с детьми мы разработали другую последовательность работы над играми. Начинать надо со спокойных настольных игр для более качественного освоения музыкального материала и решении музыкальных задач. Затем переводить их в хороводные игры, где дети совместно осваивают игру и помогают друг другу в решении поставленных задач. Заканчивать подвижными играми, где каждый самостоятельно выполняет условия игры.
Каждый вид игр имеет свой алгоритм разучивания. Практика показывает, что игры нужно начинать разучить в определенной последовательности, т.к. каждый вид является усложнением предыдущего, а именно: спокойное музицирование, после вариант хороводной игры и затем подвижная игра.
I вид - спокойная игра. Она позволяет осуществить качественное освоение музыкального материала. Предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Спокойная игра имеет тенденцию к развитию звуковысотного слуха. И прежде всего она требует внимания, сосредоточенности и тишины.
II вид - хороводная игра. Она вводится как усложнение I вида, когда ребенок хорошо уже усвоил музыкальный материал игры. Усложнение является умение ребенка реагировать на смену звучания определенным движением в хороводе. Когда дети участвуют в хороводной игре они контролируют себя, ориентируются на действия товарищей, не боятся ошибиться, имеют возможность сразу исправить свою ошибку и в процессе действия закрепляют сенсорные понятия, которые заложены в дидактическое задание. Достоинство хороводных игр в том, что дети, помогают и подсказывают друг другу. I вид игры позволяет изучить игру, а во II виде уже имея определенные знания происходит процесс применения полученных знаний.
III вид – подвижная игра. Это дальнейшее усложнение II вида, в ходе которого ребенок самостоятельно реагирует на смену музыки, контролирует и оценивает себя. При этом реакция на смену звучания здесь та же, что и в хороводном варианте игры. Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе место, действует по ситуации, и он сам решает поставленную музыкальную задачу не только играя, но и развивавая слуховую способность, которая необходима. Когда вводится одна и та же игра в хороводном и подвижном варианте, у ребенка поддерживается интерес к музыкальным играм, он обогащается новыми впечатлениями, развивает собственную инициативу, творчество, способность к различению средств музыкальной выразительности и восприятию.
Чтобы выработать систему работы на практике за основу нами была взята игра «Кот и мыши» из сборника Н. А. Метлова «Игра с пением». Вместе с детьми по системе Н. А. Зиминой сочинили три вида игр: спокойная, хороводная, подвижная. Изначально игра «Кот и мыши» была игрой с пением. Изучив её, мы превратили игру с пением в дидактические обучающие игры по методике Н. А. Зиминой. Сама Н. А. Зимина предлагает разучивание следующих игр, в три этапа: «Веселые матрёшки», «Птицы и птенчики», «Колокольчики», «Снеговик и снежинки», «Оркестр», и др. Опираясь на методику Н. А. Зиминой разработали свой вариант развивающей творческой игры:
I вид. Спокойная настольная игра «Кот и мыши»
II вид. Хороводная игра «Кот и мыши»
III вид. Подвижная игра «Кот и мыши»
В спокойную настольную игру с детьми следует играть на протяжении 2-3 занятий, далее спокойную игру переводим в хороводную. Спокойная игра имеет тенденцию к развитию звуковысотного слуха. Она требует внимания и сосредоточенности. В этом виде игры следует вводить различные дидактические пособия. Основные этапы игры в трех видах будут сохраняться, а часть из них видоизменяться и обогащаться. Дети должны совместно с педагогом обогатить игру новым видением её, отношением к ней. Каждая игра имеет четкую структуру, цели, задачи, содержание, правила, но непредсказуемый результат. Игру можно поделить на две части: Практическая (отработка движений, правил) и творческая (создание образа: мышка – хитрая, игривая, кот – серьезный, важный.) Помимо решения музыкально творческих задач, эта игра в три этапа позволяет решать целый ряд задач:
- Преодоление психологического барьера (стеснение, неуверенность в себе)
- Формирование адекватной самооценки
- Умение работать в малой группе
- Умение слушать музыку и т. д.
Рекомендации к игре:
- не разучивать музыкальные игры вне музыки
- строить работу исходя из музыкального образа
- задавать однозначные, точные вопросы
- обязательно проводить самооценку
- ввести поощрение
I вид | II вид | III вид | |
Цель | Развитие творческих и музыкальных способностей, уметь действовать по ситуации и воспитать культуру общения, построения отношений друг с другом. | Развитие творческих и музыкальных способностей, уметь действовать по ситуации и воспитать культуру общения, построения отношений друг с другом. | Развитие творческих и музыкальных способностей, уметь действовать по ситуации и воспитать культуру общения, построения отношений друг с другом. |
Алгоритм: | |||
Подбор игры с опорой на жизненный опыт | Вспомнить мультфильм «Том и Джерри». | Вспоминаем спокойную игру «Кот и мыши». | Вспоминаем хороводную игру «Кот и мыши». |
Введение во все игры элементов творчества: | Поговорить о главных героях, охарактеризовать их: Кот – серьезный, важный. Мышка – хитрая, игривая. Идет подбор звуков в высоком(мышка) и низком(кот) регистре, изображаем походку кота и как бегает мышка. | Главные герои придумывает себе образ мышек и кота. Основная часть детей в хороводе открывает и закрывает воротца. Каждый герой добавляет свой образ. Например, мышки бегают мелкими шажками, попискивают. Кот наоборот ходит важно и машет хвостом. | Усложняем каждому ребенку задачу. Каждый ребенок самостоятельно обогащает свой образ кот или мышки, например, бегает виляя хвостиком, как мышка, ходит вальяжно как кот, издает звуки мышки или кота. |
Содержание игры | Дети располагаются за столами. Им раздаются изображения или небольшие игрушки котов и мышек. Когда произведение звучит в высоком регистре – выходят гулять мышки (дети передвигают их по столу) и «пищать», как только начинает звучать музыка в низком регистре - выходят коты, начинают «мяукать», а мышки скорее убегают. | Ленивый кот спит, но спит всегда чутко. Как только мышки выходят на прогулку погулять, повеселиться, потанцевать, кот просыпается и идет на охоту ловить мышек. Для того поиграть в эту игру нужно выбрать двух главных героев мышку и кота, а остальная часть детей будут водить хоровод и изображать воротца. Когда начинает звучать музыка мышка танцует, как только зазвучала музыка кота, вбегает кот, воротца открыты, он начинает ловить мышку, она бегает, а он должен ее догонять, воротца должны закрыться и не впустить кота, когда мышка останется в кругу. | Детей делим на две группы: мышки и коты. Коты спят в своих домиках, а мышки прогуливаются по залу танцуют, веселятся, играют друг с другом, просыпаются коты, мышки увидев котов становятся беспокойными и пытаются убежать, а коты в свою очередь ловят мышек. |
Ознакомление с музыкальным материалом | Когда звучит музыка Т. Ломовой «Коты и мыши» с 1 по 12 такт в высоком регистре по столу начинают бегать мышки, при звучании песни в низком регистре с 13 по 16 такт выходит кот, а мышки прячась убегают. | Слушаем музыку, определяем характер, настроение. Спросить к какому герою относится музыка в начале/ в конце? Какая она? Почему подходит мышке/ коту? | Слушаем музыку, определяем характер, настроение. Спросить к какому герою относится музыка в начале/ в конце? Какая она? Почему подходит мышке/ коту? |
Принятие правил: | Мышки выбегают, когда звучит музыка в высоком регистре, а коты – когда в низком. Кто правильно услышал музыку и наиболее лучше передал характер героя - получает приз. | Звучание музыки – открываются воротца и мышка танцует внутри круга. Если кот не успел поймать мышку, он уходит на скамейку и выбирается новый герой. | Звучание музыки –мышки танцуют, а коты спят. Пойманных мышек, отводят на скамейку в дом. Кот, который поймает всех больше мышек получает приз. Если остались не пойманные мышки, когда уже музыка окончится, то эти мышки становятся котами и игра начинается заново. |
Отработка элементов игровых ситуаций: | Игра с отработкой элементов, с комментариями педагогов, с коррекцией неточных движений. | Почувствовать через движение характер музыки: Придумать танцевальные движения для мышки (мышка должна попрыгать на двух ногах, руки держать на груди, делать два прыжка, затем мелкий бег, опять два прыжка и опять мелкий бег мелкими шажками, а затем покружиться. Придумать движения для кота (кот входит неторопливо в круг, крутит хвостом, с гордой осанкой, важный, гладит грудку) Придумать движение для хоровода (хоровод, то открывает, то закрывает дверцы. Когда танцует мышка идут вправо, потом приседают и встают) | Почувствовать через движение характер музыки: Придумать танцевальные движения для мышки (каждый ребенок показывает мышку так, как он представляет себе образ) Так же придумать танцевальные движения для кота |
Проведение самооценки: | Точно ли начиналось и заканчивалось движение с музыкой? Соответствовал ли образ героя? Понравилась ли игра? | Точно ли начиналось и заканчивалось движение с музыкой? Соответствовал ли образ героя? Понравилась ли игра? | Правильно ли команда смогла определить регистр? Двигалась ли она в характере музыки? Понравилась ли игра? |
В результате проведенной работы мы отметили, что важную роль в жизни дошкольника играют игры. Мы убедились, что именно игра наиболее эффективная форма развития творчества и музыкальности у детей, так как в процессе работы она способствовала максимальной активизации детей, т.е. она позволила приблизить и расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Выработанная нами система позволила наиболее дольшее время сохранить интерес у детей к игре, понять содержание и лучше развить способности, которые мы хотели сформировать у детей. После такой большой работы диагностика показала заметную динамику в улучшении развития качества музыкальных способностей. А также стоит отметить, что вследствие раскрытия материала, мы убедились, что благодаря системной работе деятельность детей в игре стала более осмысленной и качественной, движения приобрели большую точность и выразительность, а это стало огромным показателем проведенной нами работы.
Литература:
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий //Избр.труды. В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 16-17
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003. С. 19.
- М.С.Осенеева, Л.А.Безбородова. Методика музыкального воспитания младших школьников. -М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - с.201
- Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. - с.258-259
- Замыцкая Л.С., Крашенинникова Н.Б. Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. - с.74
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения"
Мастер-класс для педагогов...
«Развитие творческих способностей дошкольников при помощи этюдов и игровых упражнений»
Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя - создателя результатов своего творчества.Предлагаю комплекс этюдов и игровых упражнений ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально - творческих способностей детей с использованием музыкально - дидактических игр
1. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально -творческих способностей(старший дошкольный возраст)Тема: "Веселое приключение"2. Конспект непосредственн...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"
Развимтие творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания....
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами»
Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деяте...
Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...