Мастер класс для родителей Развитие речи детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Мартемьянова Наталья Викторовна

Мастер класс для родителей на тему "Развитие речи детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста

с помощью мелкой моторики»

Цель:
1.
 Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2.Познакомить родителей  с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук.

3. Показать  приёмы  развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.

4.Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники:  воспитатели, родители, дети группы.

Оборудование:

выставка  пособий, дидактических игр, развивающих мелкую моторику рук для родителей

Памятка «Советы родителям», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика»  на каждого.

Дидактические игры: «Весёлое солнышко», «Соберём подарок (нанизывание).Мягкая игрушка, цветные шнурки по количеству детей, фигуры фруктов для нанизывания, плотные картинки солнца; прищепки.

Ход мероприятия: 
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2 «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по развитию мелкой моторики у детей.

Программные задачи по работе с детьми:

  1.   Развитие мелкой моторики, координации движений, развитие умения производить действия пальцами в соответствии с текстом потешки

  2.  Развивать   моторной ловкости пальцев рук, расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

- речевую активность детей;

- тонкие зрительные дифференцировки, ориентируясь на форму предмета;

- внимание.

3. Вводить в игру детей предметы - заместители.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Словесные: объяснения, вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово.

Наглядные: игрушки.

Практические: игры с материалом.

Ход  мастер-класса
1. Выступление воспитателя. 
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

                                                                                                                  Джордано Бруно

        Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. 
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра.  В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. 
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. 
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

      С раннего  возраста можно давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие.

      В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнять с ребенком при развитии мелкой моторики кисти следующие виды деятельности:

-Самомассаж (су-джоки, бигуди, резиновые мячики, крупы.)

- «Пальчиковый театр»;

- Выкладывание узоров из мелких камешков и круп;

- Завязывание и развязывание шнурков, узелков и т.д.;

- Застегивание и растягивание пуговиц различной величины;

- Комканье сжимание пористых губок, бумаги (для тренировки мускулатуры кисти рук);

- Лепка из глины, теста, или пластилина;

- Нанизывание бус, бисера, пуговиц; колец различной величины на стержень;

- Перематывание цветных клубочков ниток;

- Складывание кубиков, домиков.

-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  волшебные кубики.

- Собирание мозаики по возрастающей сложности;

- Собирание пирамидки, матрешки;

- Узнавание предметов на ощупь.

      Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика?

   -Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

   -Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

   -Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно распределять его.

   -Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.

   -Развивается память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

   -У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.

   -В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую податливость и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение правилами письма.

Ход совместной деятельности        

Воспитатель:

  - Дети, сегодня я шла к вам и кого-то встретила, он обещал к нам прийти (раздается стук)

 Давайте откроем (появляется мягкая игрушка би-ба-бо Мишутка). Давайте поздороваемся.

(Рассматриваем вопросы: Кто? Как выглядит? Где живет

      - А посмотрите на Мишутку (обсуждение  различия внешнего вида животного  и человека - ушки, хвостик, лапы.)

-А давайте покажем нашему гостю, как выглядят детки и родители.

Пальчиковая игра «Указочка»

      Ротик мой умеет                            Указательным пальцем

      Кушать                                            обводим контуры рта.

      Нос – дышать                       Обводим контуры носа.

      А уши – слушать                             Обводим оба уха одновременно.

      Могут глазоньки – моргать                 Моргаем глазами.

      А ручки все хватать – хватать        Ручками щекочим друг друга.

Воспитатель:

  - Вы знаете, Мишутка хочет вас поблагодарить, и он принес вам песенку, а вы послушайте (включаю музыкальную игру "Танец медвежат").

      - А теперь мы с вами потанцуем, а родители нам похлопают (включаю музыкальную игру - танцуют детки).

      - Молодцы! Мишутка пришел к нам издалека, давайте его угостим.

Для начала надо приготовить. Сейчас мы сварим ей обед.

Пальчиковая игра «Готовим обед»

      Не знаю, сможем, или нет –              Пожимают плечами.                                

      Попробуем сварить обед .

      Сперва возьмем кастрюлю        Пальцы рук соединяются в круг,

      Мы самую большую                   показывая величину кастрюли.

      Ее водою мы зальем,                Пальцы сжаты в кулачок, большой пальчик вниз,

                                                          Изображаем налив воды.

      Затем поставим на огонь.         Пальцы, поднятые вверх,    

                                                         изображают колышущиеся языки пламени

      Картошку чистим мы ножом,        Одна рука сжата в кулачок,

      Она нужна нам всем потом.        Вторая указательным пальцем водит по ней.

                                                               

      Мы терку острую возьмем,                  Ладошка пальцами упирается в стол,

      На ней морковку мы потрем                  вторая рука выпрямленными

                                                                        пальцами водит вверх, вниз.

      - Молодцы!

 А теперь сделаем и салатик.

Пальчиковая игра «Салат из овощей»

      Мы капусту рубим                                    Дети поочередно взмахивают

      рубим, рубим, рубим.                              выпрямленными кистями рук вверх, вниз.

      Мы морковку трем, трем, трем.                     Трут кулачки друг о друга.

      Мы салатик солим –                                  Потираем пальцами,  

      солим, солим, солим.                          

      Мы капусту жмем                                           Сжимаем и разжимаем

      Жмем , жмем, жмем .                                        пальцы в кулак.

      - Угостим наших гостя? Молодцы! Спасибо! Ой, как ему было вкусно!

Давайте теперь Мишутку накормим пирогами.

Пальчиковая игра «Пышка - лепешка»

      Пышка лепешка                                           Лепим ручками куличики.

      В печи сидела                                              Протягиваем развернутые ладошки.

      На нас глядела                                     Показываем глазки.

      В рот захотела                                     Показываем ротик.

      Ам!                                                       Все дружно хором.

      - Молодцы! Спасибо! Так понравилось нашему гостю, что он хочет еще!

Пальчиковая игра «Пирог»

      Мы спросили нашу печь:                           Руки вытянуты вперед, ритмично

      - Что сегодня нам испечь?                         сжимают и разжимают пальцы.

      Печку мы спросили,                                   Кулаки имитируют вымешивание

      Тесто замесили                                              теста.

      Тесто скалкой раскатали,                            Ладони движутся горизонтально,

      Раскатали – не устали,                                 имитируя раскатывание теста скалкой.

      Начинили творогом                                     Лепим куличики.

      И назвали пирогом!

      Ну-ка, печка, ну-ка, печка,                         Ладони несколько раз  вытягиваются

      Дай творожнику местечко!                        вперед – «Сажают пирог в печку».

                                                                             

Воспитатель:

      - Молодцы! Мишутке уже скоро пора уходить, давайте ему соберем подарки в дорогу:

Дидактическая игра: «Соберем подарки» :

(Дети на шнурочки нанизывают овощи и фрукты.)

-Соберем Мишутке вкусных овощей и фруктов, пусть угостит в лесу своих друзей.

   - Наш гость хочет уйти, а на улице нет солнышка!

Давайте ему поможем, чтобы было тепло – сделаем много солнышек.

Дидактическая игра: «Соберем солнышко»

(Раздаются желтые из картона круги и желтые прищепки.)

- Наденем лучики на солнышко! Теперь высоко поднимем, пусть они греют!

 Мишутка целует всех и благодарит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"

"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...

Мастер -класс для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста\'

Мастер-класс предназначен в помощь воспитателям...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, форм и...

Мастер-класс для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

увлекательные игры и упражнения для детей для развития речи...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи детей раннего возраста по методике М. Монтессори»

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребён...