Круглый стол для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада»
методическая разработка

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги.  То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей группы № 2 (ранний возраст)

«Развитие речи детей третьего года жизни в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;

• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;

• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что нашли время и пришли к нам. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток.

  1. Теоретическая часть

Логопед: Тема нашего круглого стола «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях семьи и детского сада». Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги.  

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ..»

Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет, то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.

 Существуют нормы речевого развития у детей 2—3 лет: 

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Ребенок называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Воспитатель: Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на занятиях по развитию речи, на занятиях художественно- эстетического направления (рисование, лепка), на музыкальных занятиях, на математических занятиях, а также вне занятий – в игровой деятельности. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи ребенка в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием.

  1. Практическая часть.

Воспитатель: Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Родителям раздаются загадки, они по очереди их прочитывают, остальные родители отгадывают сказку.

 1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(сказка «Колобок»)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (сказка «Репка»)

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (сказка «Теремок»)

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (сказка «Курочка ряба»)

Здесь представлены сказки, рассказы, которые являются ведущими в данном возрасте, обратите внимание на это. Прочитав сказку, просмотрев иллюстрации, позадавайте вопросы по той сказке, которую прочитали ребенку. (кто хитрый, кого встретил колобок самого первого и т.д.).

Логопед: Кроме постоянного общения, чтения сказок, словесных игр, очень полезно развивать движения рук и пальчиков. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. С помощью вкладышев, шнуровок, нанизывание бус, прищепкоп, Су-джок мячики, рисование на песке, и т.д мы развиваем речи. Очень полезно расстегивать пуговицы, кнопки, замочки, шнуровать ботинки.

Воспитатель: Для того чтобы у ребенка правильно развивалась речь его надо учить правильно дышать. Используйте с детьми такие упражнения: «подуем на снежинку», «сделай бульк», «свистульки», «мыльные пузыри».

Логопед: Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику) «шарик» - надуть щёки, сдуть щёки, «вкусное варенье» - облизать верхнюю губу, «часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой. Можно сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются удержать», расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения! И в заключении родители на ладошках продолжаю фразу мой ребенок самый… (на пальчиках прописывают качества)

C:\Users\admin\Desktop\Круглый стол ранний возраст\s1200.jpg     C:\Users\admin\Desktop\Круглый стол ранний возраст\s1200.jpg

C:\Users\admin\Desktop\Круглый стол ранний возраст\s1200.jpg     C:\Users\admin\Desktop\Круглый стол ранний возраст\s1200.jpg

Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

https://cdn.azbyka.ru/deti/wp-content/uploads/2017/12/0f5179b8-d34d-49ea-9fe8-9071b7f48dfa-490x1024.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект нетрадиционного мероприятия для родителей, проводимого в форме круглого стола...

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада

Во всем мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный ученый, психолог-футуролог И.В. Бестужев-Лада в одном из своих выступлен...

Консультация на тему «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»

Речь  является  формой общения. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне ...

Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»

Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста, с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома, вовлечь родителей в педагогический процесс и ж...

«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».

laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....