Притча короче носа птичьего
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Русский язык — один из самых богатых языков мира. Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах: пословицах, поговорках, фразеологизмах, без знания которых невозможно формирование основ культуры речи.
В старшем дошкольном возрасте дети, благодаря достаточно высокому уровню развития многих психических процессов, непосредственно связанных с речью, уже выделяют образные выражения в речи взрослых. Их привлекает игра слов, яркость звучания, многозначность. Со временем, усвоив определенный запас подобных выражений, ребенок уже сам использует их для необходимого разъяснения какого-либо явления. Но при этом речь самих взрослых: педагогов, родителей – должна быть богата и разнообразна.
Данный материал - конспект конкурсной программы "Притча короче носа птичьего" - может быть использован в работе с родителями дошкольников, а также выборочно - в беседах с детьми по развитию образной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект конкурсной программы "Притча короче носа птичьего" | 462.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа
«ПРИТЧА КОРОЧЕ НОСА ПТИЧЬЕГО»
(Работа с родителями)
Ход мероприятия
I. Вступление
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проводим конкурсную программу «Притча короче носа птичьего», в которой примут участие 2 команды. Мы узнаем, кто же из наших родителей является истинным знатоком русского языка. В составе наших команд: …
Но сначала ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что такое притча и что можно отнести к притчам, которые, как говорят в народе, короче носа птичьего?» (Ответы родителей)
Справка из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова:
1. В религиозной и старой дидактической литературе: Краткий иносказательный поучительный рассказ.
2. О непонятном, труднообъяснимом событии, явлении. (разг.)
К притчам «короче носа птичьего» относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Как богат наш язык! Давайте вспомним притчи короче носа птичьего, в которых так много красоты, поэзии и народной мудрости.
II. Конкурсные задания
Конкурс №1 «СОГЛАСНО ПОСЛОВИЦЕ»
Команды по очереди отвечают на вопросы:
1. С чем можно сравнить чужую душу? (с потемками)
2. Чего в мешке не утаишь? (шила)
3. Что будет, если поспешишь? (людей насмешишь)
4. Сам себе на чем? (на уме)
5. Что в воде не тонет и в огне не горит? (правда)
6. Кто на воду дует? (кто на молоке обжегся)
7. На чем не сэкономишь? (на спичках)
8. На какую высоту нельзя прыгнуть? (выше головы)
9. Когда следует беречь платье и здоровье? (платье – снову, здоровье – смолоду)
10. Кому за копейку спляшем? (и вашим, и нашим)
Конкурс №2 «ОШИБКА НАБОРЩИКА»
Команды в течение 1 минуты должны собрать как можно больше пословиц:
1 | Кто другому яму копает, | 1 | тот о том и говорит. |
2 | Любишь кататься, | 2 | надо свой ум наточить. |
3 | Кто ест скоро, | 3 | спеши делом. |
4 | На охоту ехать - | 4 | молчание – золото. |
5 | У кого что болит, | 5 | чтоб карась не дремал. |
6 | Кто рано встает, | 6 | тому глаз вон. |
7 | Чтоб других учить, | 7 | враг мой. |
8 | Не спеши языком, | 8 | тот сам в нее попадает. |
9 | На то и щука, | 9 | чтобы не было оглядки. |
10 | Не говори о себе худо, | 10 | по уму провожают. |
11 | Язык мой - | 11 | люби и саночки возить. |
12 | Кто старое помянет, | 12 | тому и бог дает. |
13 | Слово – серебро, | 13 | собак кормить. |
14 | Не давай повадки, | 14 | тот и работает споро. |
15 | По одежке встречают, | 15 | твои друзья об этом позаботятся. |
(1 – 8; 2 – 11; 3 – 14; 4 - 13; 5 – 1; 6 – 12; 7 – 2; 8 – 3; 9 – 5; 10 – 15; 11 – 7; 12 – 6; 13 – 4; 14 – 9; 15 – 10)
Конкурс №3 «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»
Ведущий: Пословицы и поговорки можно назвать сводом правил жизни, практической философией. Они кратки и метки. А вот их толкование может быть весьма витиеватым. Определите, какую пословицу или поговорку могли так растолковать.
1. В месте проживания даже вертикальные перегородки помещения оказывают поддержку. (Дома и стены помогают.)
2. Помещение, в котором я проживаю, находится в значительном отдалении от центра населенного пункта, поэтому я не в курсе происходящих событий. (Моя хата с краю, ничего не знаю.)
3. Супружеская чета – это представитель нечистой силы в единственном экземпляре. (Муж и жена – одна сатана.)
4. Если бы заранее было известно место неудачного приземления, можно было бы подстраховаться сухими стеблями злаков. (Кабы знать, где упал, тут соломки подостлал.)
5. Субъект нечистой силы на самом деле не в состоянии причинить вред кому бы то ни было, хотя некоторые представляют его способным на мерзкие злодеяния. (Не так страшен черт, как его малюют.)
Конкурс№4 «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СО СЛОВОМ «ЯЗЫК»
Участники должны вспомнить в течение минуты как можно больше фразеологизмов со словом «язык» и объяснить их значение.
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Чесать языком – сплетничать.
Наступить на язык – заставить замолчать.
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
Держать язык за зубами – не болтать лишнего.
Как корова языком слизала – про то, что быстро и бесследно исчезло.
Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном.
Попасть на язык – стать предметом пересудов.
Повесить язык на плечо – очень устать.
Тянуть за язык – вынуждать высказываться.
Прикусить язык – замолчать.
Конкурс №5 «ГОВОРИМ ПО-РУССКИ»
Участники должны подобрать «отечественный» фразеологический оборот, одинаковый по значению с приведенными заимствованными.
Английский: это ещё всё в воздухе
Французский: это ещё не в кармане
Испанский: написано на песке
Немецкий: это пока написано на звёздах
Русский: это вилами на воде написано
Английский: бить воздух
Французский: бить шпагой по воде
Испанский: ходить кругами вокруг колодца
Немецкий: обмолачивать пустую солому
Русский: переливать из пустого в порожнее
Английский: жить в клевере
Французский: как петух в мармеладе
Испанский: плавать в изобилии
Немецкий: как червячок в сале
Русский: как сыр в масле кататься
Конкурс №6 «ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?»
Участники, глядя на картинку, должны вспомнить изображенные там фразеологизмы.
1. крутиться, как белка в колесе
2. брать быка за рога
3. дразнить гусей
4. ссориться, как кошка с собакой
5. раздувать из мухи слона
6. как гусь ощипанный
7. набиться, как сельди в бочке
8. подложить свинью
9. как кот наплакал
10. медведь на ухо наступил
сбоку припека | сквозь землю провалиться |
скатертью дорога | откладывать дело в долгий ящик |
Конкурс №7 «ЗАГАДКИ-ПОСЛОВИЦЫ»
Ведущий: А теперь загадки. Только они необычные. Отгадать их поможет знание пословиц. Команда, давшая правильный ответ с первой попытки, получает 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл.
1. На чужой стороне она милей вдвойне.
Она краше солнца, дороже золота.
Любовь к ней сильнее смерти. (Родина)
2. Его сгубишь, новое не купишь.
Оно дороже богатства.
Чистота – залог его. (Здоровье)
3. Хлеб-соль ешь, а ее режь.
Она в огне не горит и в воде не тонет.
Она плохая лучше хорошей лжи. (Правда)
4. Человек без них, что дерево без корней.
Они познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто их. (Друзья)
III. Подведение итогов конкурсной программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические движения "Просто-просто мы маленькие звёзды" (носа-носа)
Популярная среди детей музыка, которая заводит и хочется под неё не только танцевать, но и петь. А танец всем знакомый "Носа-носа" и песня хороша тем, что она переделана для выпуска в школу. ...
современный танец к выпуску "Просто мы маленькие звёзды" на современную музыку "Носа-носа"
"Просто, просто, мы маленькие звёзды" под современную флэшмоп музыку "Носа-носа"Детям танец очень нравится, с удовольствием подпевают и чувствуют себя взрослыми. Музыка заводит родителей, несложные, п...
Конспект занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга на тему: «Сравнение множеств. Формирование понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»
Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовате...
Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП № 6. Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Цель: Формирование
Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП № 6.Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный...
НОД по познавательному развитию. ФЭМП с детьми старшей группы Тема. Счет в пределах 6. Самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Форма, величина.
НОД по познавательному развитию. ФЭМП с детьми старшей группыТема. Счет в пределах 6. Самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Форма, величина.Фор...
Притча как средство воспитания. "Притча о двух должниках. Одному было прощено больше, другому меньше".
Мало кто знает что притчи могут изпользоваться как средство духовно-нравственного воспитания детей. Главное правильно и как можно доступнее объяснить это детям....
26.10.2023 Математика. Короче - длинее, Выше - короче
Развивать умение:Понимать цель задания, выполнять задания вместе с воспитателем по предложенному образцу;Оценивать результат работы (получилось - не получилось)....