Ребенок и окружающий мир
консультация (старшая группа)

Ребенок и природа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_okruzhayushchiy_mir.docx760.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttps://dop.pskovedu.ru/file/download/dop/EDC37E78C81954FE8620C9B0A9205C1F

«Ребенок и окружающий мир»

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем кто в нем живет. Именно должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик«Брось эту грязь сейчас же!» Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же – панический возглас«Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт…

Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы и агрессивность, настаивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное, потребность в ее познании.

С чего же начать?

Начните с себя. Задумайтесь: а как я сам отношусь к природе? Кто я – хозяин природы или ее часть? Могу ли я удивляться и радоваться природе? Тревожат ли меня вечные вопросы о мире? Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться зеленой травки, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребенок учиться определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному…

Мы – часть многообразной природы. Если мы уважаем себя, то необходимо уважать природу, заботиться о ней, сохранять ее, любить искренне и глубоко. Такое отношение передавайте и детям. С первых лет жизни ребенка словом и делом воспитывайте у него представление о природе как величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности, чувство ответственности за все живое. При этом руководствуйтесь принципом «Не навреди».

Научите малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность. Помните, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

В семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Постарайтесь приблизить ребенка к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы. Немалое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенность взрослых на гармонию с миром природы.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Свои яркие впечатления от природы ребенок стремиться отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках. И это замечательно.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были цветущие комнатные растения.

На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Особенно красиво цветущее растение.

Поэтому советуем подобрать растения обильно и долго цветущие, у которых хорошо выражены основные части (герань, фуксия, бегония, бальзамин и др.). яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать еще неустойчивое внимание малыша. При этом обращайте внимание на состояние растений в связи с уходом за ними«Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света.

Привлекайте малыша к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это будет первой действенной помощью «зеленым друзьям». Так ваш малыш познает окружающий мир непосредственно, практически.

Для ухода за растениями следует приобрести яркую красивую лейку (без ситечка). «Хочешь посмотреть, как я поливаю растения на окне? У меня есть лейка, а в ней вода. В каждый горшок я налью воды». Мама поливает, а ребенок смотрит. Здесь важно обратить внимание на то, куда «уходит» вода. «Ты видел, как я поливала растения?– спрашивает мама в следующий раз. – Хочешь мне теперь помочь? Может, ты сам хочешь попробовать полить цветочек?»

Ребенок обычно с радостью соглашается. На первых порах можно держать лейку и поливать вместе. При этом поясняйте: «Носик лейки опускаем вниз, к самой земле. Воды надо налить столько, чтобы она смочила всю землю. Как появится вода на поддоне – значит, уже достаточно».

Затем предложите малышу самому это сделать. Не беда, если у него не очень хорошо получится. Главное – поощрить его старание, поддержать интерес к уходу за растениями.

Постепенно в процессе поливки и наблюдений дети начинают понимать, что растения нужно постоянно поливать, им нужна вода, они пьют воду и хорошо растут, становятся красивыми. Вместе полюбуйтесь их красотой: «Давай посмотрим на наши растения. Какие они у нас красивые! Мы с тобой их поливаем, они пьют воду и хорошо растут».

Следует помнить, что любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. Поэтому так важно сочетать наблюдения с уходом за живыми существами.

Приучайте ребенка смотреть и видеть, любоваться, старайтесь способствовать возникновению ярких образов. Можно показать, как выглядит цветущее растение в разных местах комнаты, одиночно или в сочетании с другими предметами.

На следующий день предложите малышу самому посмотреть, как выглядит цветущая лилия. Может, уже завяли? А может, распустились новые? Интересные многократные наблюдения за одним объектом приучают ребенка всматриваться, замечать, что изменилось в растении, понимать, что растение меняется, потому что оно растет, оно живое.

Для поддержания такого интереса к комнатным растениям можно проводить простые дидактические игры«Найди такой же»«Большие и маленькие» (к растению с большими листьями подобрать растение с маленькими листочками, «Один и много» и др. В таких играх ребенок лучше запоминает названия растений, учится несложному описанию их внешнего вида и выделению немногих ярких признаков.

При этом используются разнообразные приемы. Например, вечером шепните на ухо ребенку, чтобы он рассказал папе о распустившемся цветке и показал его. Интерес взрослых к прекрасному, укрепит в ребенке наблюдательность.

Зимой можно выращивать в комнате овощные растения (лук, морковь, свеклу, петрушку и зелень). На окне получится целая грядка, наблюдения и уход за которой станут любимым занятием для малыша. Покажите, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой, предварительно рассмотрев ее с ребенком. Приобщайте его к наблюдению за ростом лука, появлением белых корней, зеленых перьев.

Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые нравственно-эстетические чувства и представления о жизни «зеленых друзей», способствует развитию, наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.

Добрые друзья – животные неизменно привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытается вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления представителей животного мира позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Они нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка – полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у малыша, как правило, радость, оживление, удивление.

Взрослые помогают детям познакомиться с животными, учат относиться к ним бережно и внимательно. Пробудить у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным – это значит воспитать правильное отношение к ним, развить нравственно-эстетические чувства, сформировать действенную позицию (помочь, защитить, позаботиться). http://korkinodetsad.ru/i/img/b6162415556c.jpg

Очень важно предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жестокости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по разделу «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» на тему« Мой любимый детский сад»

Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...

Перспективный план работы по разделу "Ребенок и окружающий мир" (2-я младшая группа)

Перспективное планирование разработанно и составленно с учетом специфики работы нашего коррекционного детского сада, строится с  учетом планирования лексических тем учителей логопедов. Тематика з...

конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.

На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в  группу письмо и  посылка, а затем появляетс...

Конспект занятия ребенок и окружающий мир"Вежливые слова в школе игрушек"

-формировать у детей доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; - развивать способность оценивать свое отношение к  поступкам других; - формировать положительное отношение к скромно...

Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

Ребенок и окружающий мир

Дошкольники воспринимают окружающий их мир не так, как взрослые в силу малого жизненного опыта, особенностей развития психических процессов, высокой эмоциональности. Разнообразие представлений о явлен...

Ребенок и окружающий мир

Ребёнок и окружающий мир: дидактические игры и упражнения, опыты...