Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Штурнева Татьяна Павловна
Сенсорное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sensorika.docx728.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

   Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать чувствовать тепло и холод.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме величине предметов и т. д

   В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

   Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств.

   Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большая, средняя, маленькая),поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.

  В ознакомлении детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей продуктивной деятельности.

  . Взрослый должен заинтересовать ребенка и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Основные задачи в сенсорном воспитании детей

   В старшем дошкольном возрасте у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

   Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

   Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие чувственного восприятия, ощущений – успешно происходит не только в детском саду но и  в семье.

   Гуляя с ребенком, проводя разные гигиенические процедуры, укладывая спать используйте всевозможные песенки, потешки прибаутки. Они развивают слуховое внимание детей и фонематическое восприятие звуков.

   Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем Вам изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:

- банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами.

- шуршалки из бумаги, полиэтилена.

- шумящие морские раковины.

- свистки, дудочки из глины, дерева.

   Запомнить ощущения помогут игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».

   Экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая».

   Проведите с детьми опыты по определению свойств песка, снега.

   Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений.

   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, через игровую деятельнсть

Процец познания маленького человека отличается от прцесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями....

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста»....

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста через сказку

laquo;Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста» через сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». ...

"ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития –  совершенствования ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В.  Воскобовича....

"Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлен материал из опыта работы по сенсорному  развитию детей....