"Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Моисеева Елена Анатольевна

В данной статье представлен материал из опыта работы по сенсорному  развитию детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detei_starshego_doshkolnogo_opyta.docx148.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного опыта

(из опыта работы)

             Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка.

Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства, так как оно является периодом его интенсивного развития. Именно в этом возрасте у ребенка активно складываются и развиваются сенсорные процессы.

Сенсорное развитие направлено на формирование правильного и полноценного восприятия ребенком окружающего мира, служит основой познания этого мира. От его уровня зависит умственное, физическое, эстетическое воспитание ребенка. Поэтому задача воспитателей заключается в том, чтобы постараться научить детей правильно контактировать с окружающим его миром. Для этого они должны иметь правильное четкое представление о том, что происходит вокруг. Дети постоянно сталкиваются с огромным разнообразием предметов, которые различаются по форме, цвету, размеру и другим признакам.  Их окружают звуки, запахи. Дети неосознанно воспринимают все это постоянно. Естественные механизмы мозга выполняют свою работу. Но без грамотного вмешательства взрослых в процесс познания окружающего мира, у детей формируется ограниченное представление о том, что их окружает. Именно эта область воспитания позволяет заложить прочный фундамент для общего умственного развития детей и определяет, насколько успешным будет обучение ребенка в более позднем возрасте. А ведь от этого зависит насколько в будущем человек сможет жить в гармонии и взаимодействовать с другими людьми, природой, вещами. Сенсорное воспитание  развивает наблюдательность, влияет на эстетическое чувство, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

            В разном возрасте перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи:

В раннем дошкольном возрасте у детей происходит накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами, формирование сенсорных эталонов,  обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам, развитие аналитического восприятия .

В старшем дошкольном возрасте  при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв . В этом случае недостаточный уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

              Воспитание сенсорной культуры ребенка начинается с усвоения принятых сенсорных эталонов:

цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый),

формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),

величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.),

вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный),

обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),

времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),

пространства (вверх, вниз, право, влево и т.д.),

осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Для того чтобы усвоить все перечисленные выше эталоны, ребенку нужно правильно использовать органы сенсорной чувствительности: сюда включаются органы зрения и слуха и механизмы осязания в теле человека. В задачи воспитания ребенка входит обучение его в полной мере использовать возможности своего тела для формирования полной и детальной картины об окружающем пространстве, используя при этом все органы чувств одновременно.

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе:

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе:

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

                 Как известно, основным способом познания ребенком окружающей среды является игра. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Она не только позволяет познавать этот мир, но и развивает навыки, отвечающие за адекватное взаимодействие с ним. Именно поэтому дидактические игры подходят для развития способности воспринимать детьми характерные эталонные признаки предметов.

Дидактическая игра помогает ребенку самостоятельно и с удовольствием усваивать новую информацию, а взрослый  имеет возможность напрямую влиять на этот процесс. Систематическое использование дидактических игр дает прекрасные результаты в развитии сенсорных восприятий у детей до 7 лет.

Игры на развитие тактильных ощущений :"Чудесный мешочек", "Угадай на ощупь", "Узнай фигуру", "Что внутри?", «Теплый- холодный»

Игры для закрепления понятия формы: «Назови форму предмета»,  «Какая фигура лишняя?»,  «Составь целое из частей»,  «Определи правильно»

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:

 «Подбери пару по цвету»,   «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру»,  «Расставь по порядку»,  «В какую коробку?», «Дальше — ближе», «Найди по описанию », «Сложи квадрат»,

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

 «Какого цвета не стало?», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?», «Разложи все оттенки», «Подбери узор» , «Подбери чашки к блюдцам»,

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например «Что изменилось?» «Который по счету», «Чудесный мешочек»; на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры. Игры «Найди лишнюю», «Найди недостающую», «Сколько фигур здесь спрятано?»

Используем  различные дидактические тренажеры, игры, пособия, тактильные мешочки, тактильные дощечки, служащие для развития тактильной чувствительности и развитие мелкой и крупной моторики у детей. Использование массажных мячей, массажных колечек, «Осязательные ванны»,  «Сенсорная тропа для ног» , шнуровки, наборы цифр и букв, вырезанных из различных на ощупь материалов (кожа, наждачная бумага, ковролин, бархатная бумага и т.д).

Для организации головоломок имеем набор обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи — головоломки (Эти задания способствуют расширению представлений о геометрических фигурах, об их величине, т. е. развитию сенсорных способностей и знаний о форме и величине предметов). Одним из видов головоломок являются игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Это такие игры, как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др. В ходе игры закрепляются  не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, но и умение свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.

С помощью родителей мы смастерили «сенсорные ящички» для ознакомления детей с различными предметами, развития тактильных ощущений.

Очень полезны игровые занятия типа «Мешочек с секретом». Ребенок не только ощупывает мелкие предметы или материалы, лежащие в мешочке, но должен сопоставить испытанные ощущения с теми, которые у него были ранее по поводу каждого предмета, идентифицировать предмет и назвать его словесно. Это очень напряженная и эффективная работа, развивающая сенсорное восприятие и ум ребенка сразу в нескольких направлениях.

         Задача воспитателя научить ребенка разнообразным способам обследования предметов. Для этого большое место отводилось предметно-практической деятельности, способствующей выявлению свойств предметов.

Литература:

1. Венгер Л.А, Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.

3. Сенсорное        воспитание в детском саду. Под редакцией  Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.

4. Метлева     Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

5. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. — 2014.

6. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.,    Московский психолого-социальный институт / Флита, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, через игровую деятельнсть

Процец познания маленького человека отличается от прцесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями....

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста»....

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста через сказку

laquo;Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста» через сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». ...

"ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития –  совершенствования ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В.  Воскобовича....