Консультация для родителей "Трудности в адаптации и пути их преодоления"
консультация (младшая группа)
Эта статья о том, какие трудности возникают во время адаптации ребенка к детскому саду и как преодолеть их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_adaptatsii_i_puti_ih_preodoleniya_.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеек»
Консультация для родителей на тему:
«Трудности в адаптации и пути их преодоления»
Воспитатель:
Александрова К.Д.
Сергач, 2020
Наверно, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывал тревоги.
-Как примут малыша в детский коллектив?
-Какие отношения у него сложатся с воспитателем?
-Не будет ли он часто болеть?
Но больше всего волнений связано с тем, насколько ребенок быстро привыкнет, адаптируется в новой обстановке.
Установлено, что в возрасте 1,5- 2 лет ребенок менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним, чем 3-х летний малыш, адаптация его к детскому учреждению происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры окружающей его среды.
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка.
Игровые действия, предметы, с которыми малыш взаимодействует (если у него сформировано деловое или практическое общение) заставляют забыть ребенка о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомцем, но, если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим, хоть путь не всегда прост, ведь часто причиной конфликтного поведения детей является противоречие между сильно затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевания длится 7-10 дней и завершается без каких – либо осложнений.
Самым нежелательным проявлением течением(иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнением (отиты, бронхиты, пневмония), либо проявляет стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой – ни будь, своей вещью или игрушкой, принесенной из дома, часто стараются спрятаться, уйти куда- ни будь, сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя. У таких детей наблюдается в первые дни пребывания в детском саду бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского сада сменяется часто вялым, безразличным состоянием.
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей детского сада является облегчение трудностей адаптационного периода, возможных при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в детское учреждение с учетом его индивидуальных особенностей.
В раннем возрасте у малышей существуют 2 вида общения – эмоциональное и практическое.
Эмоциональное общение имеет интимную, личностную основу и связано с привычками к определенному человеку. Эмоциональные отношения строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.
Дети, которым присущ этот вид общения, сторонятся чужих людей, расставания с матерью принимают болезненно с отчаянием, они отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, теряют аппетит и сон.
По сравнению с эмоциональным общением, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку.
Игровые действия, предметы, с которыми малыш взаимодействует (если у него сформировано деловое или практическое общение) заставляют забыть ребенка о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок, скорее предпочитает игру с близким человеком, чем с незнакомцем, но, если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него чего – ни будь не получается, малыш обращается за помощью ко взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытаясь их повторить.
Воспитатели, прежде всего, должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общению. Это не значит, что нужно прекратить личностное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития.
Задача взрослых (родителей и педагогов) – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания.
С ребенком 2-го и 3-го года жизни можно разыграть увлекательные сюжеты игры в дочки – матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное стихотворение можно превратить в игру – драматизацию. Вначале инициатива будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к вашей игре.
Вот тут – то вы должны помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.
Не забывайте поощрять любые успехи малыша - и когда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10 – 15 -минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и, в конце концов, он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит гипертрофированное стремление сидеть у вас на коленях или повсюду бегать за вами.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия, знание особенностей малыша, профессионализм помогут подобрать верный способ взаимодействия с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Что такое ОНР. Пути его преодоления"
Данная консультация дат характеристику такому речевому нарушению как ОНР.И предлагает пути его преодоления....
Консультация для воспитателей "Детские конфликты и пути их преодоления"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Детские конфликты и пути их преодоления"Педагог-психолог Бельская И.П. МБДОУ" Детский сад №8"Ежедневно наши дети лицом к лицу сталкиваются с различными проблемами:...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»
На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:1. Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему ...
Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года.
Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года....
Сообщение из опыта работы. Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления.
1.Что такое адаптация?Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непрерывн...
консультация для родителей "Детские страхи и пути их преодоление"
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу....
Детско-родительский клуб В первой младшей группе «АДАПТАЦИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Цели:1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.2. Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опыт...