Сообщение из опыта работы. Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления.
статья (младшая группа)
1.Что такое адаптация?
Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непрерывными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться.
Адаптация – процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».
2. Выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов.
- Релаксация
- Сон
- Оптимальное состояние
- Утомление
- Стресс
Релаксация – это состояние успокоения, ребенок спокоен, мышцы расслаблены, состояние умиротворенности и покоя. Позы лежа, сидя, стоя, руки и ноги вытянуты, не напряжены – происходит восстановление нормального функционирования всех систем организма.
Сон – ребенок спит, находясь в состоянии значительной обездвиженности. Состояние, расслабленное.
Оптимальное рабочее состояние – ребенок сосредоточен на чем-либо, манипулирует предметами, ребенок включен в деятельность.
Утомление – это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При утомлении ребенок становится вялым, заторможенным, невнимательным, отвлекается, беспокоится.
Стресс – ребенок находится в состоянии нервно – эмоционального перенапряжения: плачет, кричит, совершает хаотичные движения, порывается бежать, стучит руками по предметам, топает ногами, кидает предметы и т. п.
3. Адаптация бывает легкой, средней и тяжелой степени.
При легкой адаптации проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка. Ребенок может плохо спать, терять аппетит, неохотно играть с детьми. Но в течении первого месяца после поступления в детскую организацию все нормализуется.
У детей с легкой адаптацией потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми формируется от 3 до 10 дней.
При средней адаптации эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца посещения детского сада, ребенок подвержен, как правило, острым респираторным инфекциям (организм ребенка адаптируется – поэтому иммунитет ослаблен). ЗАБОЛЕВАНИЕ длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
У детей с средней адаптацией потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми формируется от 7 до 20 дней.
При тяжелой адаптации эмоциональное состояние ребенка характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения.
У детей с средней адаптацией потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми формируется от 20 дней до 2-3 месяцев.
4. Когда малыш впервые приходит в детский сад и ему надо привыкнуть к новой обстановке, к новым людям, он испытывает особые переживания: «Как я без мамы? Не забудут меня здесь?». Если понаблюдать, то можно заметить, что обычно дети, вновь пришедшие в детский сад не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму.
Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищено. В этот период воспитателю необходимо продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить, ребенка в том, что этот мир интересен и комфортен. Ребенок должен почувствовать, что здесь его любят.
Как это сделать?
Необходимо в группе создать, теплую, благоприятную обстановку. Встречать ребенка с улыбкой, ласковыми словами, использовать элементы телесной терапии (гладить ручки, спинку, брать ребенка на руки, обнимать и т.д.). Периодически включать негромкую спокойную музыку в групповом помещении. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребёнок смеялся. Для этого можно вносить игрушки-забавы, приглашать необычных гостей –зайчики, лисички, куклы. Использовать в режимных моментах потешки и песни, эмоционально исполнять их.
5.Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно делать его постепенным. Работа должна строиться в несколько этапов.
1 этап. Работа заведующей с родителями.
Она проводит первые беседы с родителями, собирает сведения о ребёнке. Заведующая знакомит с системой работы ДОУ: образовательной программой, организацией режима жизни детей в детском саду. Рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной адаптации ребёнка, ориентирует родителей на участие в этой работе. Помимо ознакомительной функции эта беседа решает и ряд психологических задач: создание положительного отношения к ДОУ, снятие тревожности родителей за своего ребёнка (родитель должен быть уверен, что его ребёнку будет хорошо).
Составляет график постепенного приёма детей в группу. Он позволяет воспитателю правильно распределять внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей.
2 этап. Работа воспитателя с родителями.
Этот этап работы содержит целый комплекс мероприятий. Я назову обязательные: показать маме все помещения группы, объяснить, что у ребёнка будет свой шкаф для раздевания, кровать, полотенце и горшок, дать информацию о проведении занятий и режиме дня. Выясните, какой режим у ребёнка дома, постарайтесь убедить маму, что режим детского сада желательно соблюдать и в выходные дни. Очень важно спросить у мамы, как она настроена, что её тревожит в связи с поступлением ребёнка в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы выделяете её малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребёнка в первый раз приведут в детский сад. Для оптимизации (улучшению) процесса адаптации воспитатель проводит:
- беседы с родителями;
- анкетирование родителей;
- наблюдения за ребёнком;
- рекомендации родителям по облегчению течения адаптации.
3 этап. Работа воспитателя с детьми.
Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение.
Поэтому, как только ребёнок переступил порог группы, мы с вами всегда должны помнить о том, что:
- все проблемы ребёнка – становятся профессиональными проблемами педагога, и перекладывать вину на родителей, если они не сумели должным образом подготовить ребёнка к детскому саду, мы не имеем права.
- не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям.
- малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, не может чувствовать себя хорошо, и даже если он не плачет, это не означает, что всё нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.
Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт со взрослыми. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения течения адаптации.
Пути преодоления через игры в период адаптации.
Справится с переживаниями, помочь ребенку обрести эмоциональное благополучие поможет самое естественное и любимое занятие маленьких детей – игра!
6. Адаптационные игры способствуют:
- снижению эмоционального напряжения;
- развитию коммуникативных навыков;
- обогащению сенсорного опыта;
- расширению двигательного репертуара детей.
Адаптационные игры бывают: игры-забавы, подвижные игры, сенсорные игры, релаксационные игры.
7. Игра «Легкий ветерок»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.
Воспитатель – ребята, на улице дует сильный ветер, хотите увидеть его в группе? Возьмите в руки волшебные, цветные платочки, поднимите перед собой – вот так. А теперь подуйте на платочек – вот – так. (Ребенок держит двумя руками платок, дует на него так, чтобы «побежал» ветерок) «Ветер, ветер, егоза, покажись-ка на глаза!»
8. Игра «Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.
Воспитатель – ребята, посмотрите у каждого из вас на ладошках сидит бабочка, она очень замерзла и не может взлететь. Давайте согреем бабочку своим дыханием. (Дети дышат на ладошки). Открываем шире ротик и дышим на бабочку. (Дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук [а]). Бабочка согрелась, и ее надо сдуть с ладошки. Для этого нам нужно вдохнуть через носик и выдохнуть через рот, вот-так. (На выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук [у]).
9. Игра «Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Воспитатель – ребята, а давайте с вами полетаем. Но чтобы полететь, нам нужно превратиться в быстрые самолетики. Приготовили руки, заводим моторы, полетели.
Моторы работаю быстро, быстро [ж-ж-ж-ж-ж]. Самолетики прилетели, моторы устали и хотят отдохнуть.
10. Игра с прищепками «Лиса»
Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи.
Описание: ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Шубка рыжая и хвост –
Тянет в норку хитрый нос.
Ротик открывает
И мышат пугает.
11. Подвижная игра «У жирафа пятна, пятнышки везде»
Цель: учить ребенка слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptatsii_detey_v_dou_i_puti_ih.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация это … Адаптация – процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».
Состояния ребенка Релаксация Сон Оптимальное состояние Утомление Стресс Адаптация бывает: легкой средней тяжелой
Адаптационные игры Адаптационные игры способствуют: снижению эмоционального напряжения; развитию коммуникативных навыков; обогащению сенсорного опыта; расширению двигательного репертуара детей. Адаптационные игры: 1. игры-забавы; 2. подвижные игры; 3. сенсорные игры; 4. релаксационные игры.
Игра «Легкий ветерок» Цель : снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.
Игра «Согреем бабочку» Цель : достичь релаксации через дыхательные техники.
Игра «Самолет летит, самолет отдыхает» Цель : снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Игра с прищепками «Лиса » Цель : снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи.
Подвижная игра «У жирафа пятна, пятнышки везде» Цель : учить ребенка слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, доставить детям радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"
Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"...
Сообщение из опыта работы «Организация досуга детей в летний период»
Сообщение из опыта работы «Организация досуга детей в летний период»...
Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении их с природой".
сообщение из опыта работы...
Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"
Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...
Сообщение из опыта работы : «Активизация словаря детей младшего возраста"
Из опыта работы...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»
На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:1. Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему ...
Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"
Сообщение из опыта работы "Модель наставничества "Дети- детям"...