Консультация для воспитателей "Детские конфликты и пути их преодоления"
консультация по теме

Бельская Ирина Петровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Детские конфликты и пути их преодоления"

Педагог-психолог Бельская И.П. МБДОУ" Детский сад №8"

Ежедневно наши дети лицом к лицу сталкиваются с различными проблемами: предвзятость, конфликты между братьями и сестрами, нагрузки в школе и на занятиях спортом, отвержение друзьями, группировки и банды, запугивание, попытки поладить с другими, различные фрустрации и просто проблемы роста. Мы привыкли считать, что это качается только детей старшего возраста, однако все чаще подобное затрагивает и младших детей. Хотя мы не в состоянии защитить своих детей от всех неприятностей, огорчений и страданий, мы можем вооружить их средствами, которые помогут лучше с ними справиться. Чем больше мы будем помогать детям учиться разрешать конфликты мирно, тем больше вероятность, что они станут самостоятельными и находчивыми людьми, способными справиться с любой ситуацией и сделать это без нашего руководства. Обучение детей умению справляться с проблемами лучше всего проводить в спокойной домашней обстановке, применяя метод проб и ошибок. Для этого используйте реальные ситуации снова и снова, пока они не смогут решать проблемы сами. А теперь рассмотрим следующие детские конфликты: Кусание Дети обычно кусаются, потому что не знают, как выразить свое психическое состояние, вызываемое невозможностью удовлетворить некую потребность или желание. Ваша задача пресечь подобное поведение, прежде чем оно перерастет в привычку. Твердо выразите свое неодобрение и быстро переключитесь на другую тему. Установить для ребенка штрафные санкции: ограничение в чем то; временная изоляция. Дети должны знать, что когда они кусаются то причиняют другим боль. В присутствии ребенка направить все внимание на жертву: «Я очень сожалею! Тебе наверно больно! Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?». Таким образом, вы подадите ребенку пример сочувствия. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Например: Одни мальчик кусался, потому что тоже хотел поучаствовать в игре, но не мог это выразить. Как только была понята проблема, ребенка научили говорить: «Сейчас твоя очередь, потом моя». Если у ребенка возникает проблема при выражении чувств, научите его говорить: «Я зол или Я хочу играть». Таким образом, можно вмешиваться несколько раз, пока это поведение не прекратиться. Истерики Для детей истерика – средство получить желаемое, поскольку они поняли, что это срабатывает. Как только ребенок начнет истерику, откажитесь общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Он должен знать, что такое поведение терпеть не будут. Лучшее средство при постоянно повторяющихся истериках – временно изолировать ребенка. Здесь недолжно быть ни игрушек, ни других детей. Длительность временной изоляции может быть различной для разных детей, однако ребенок должен находиться «На успокоительном стуле» до тех пор, пока не будет оставаться спокойным минуты две. Для подавления неуправляемого поведения жизненно важна последовательность. Ребенку должно быть позволено общаться с другими только тогда, когда он ведет себя надлежащим образом. Важно, чтобы ребенок понимал, что расстраиваться можно, нельзя выражать это состояние нецивилизованным образом. Расскажите ребенку, как выражать чувства словами, а не истерикой. Научите его нескольким словам, описывающим чувства, таким как злой, печальный, сердитый, уставший или расстроенный, и поощряйте пользоваться этими словами: «Я потерял голову», «Я действительно зол». Истерики никогда не бывают приятными, их можно использовать для усвоения важных уроков – научиться рассказывать о своих потребностях и справляться с огорчениями. Воровство Реакция на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте 5-7 лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия. Постарайтесь чтобы ребенок понял почему воровать нехорошо, будь те лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, - очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать, собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросить: «Что бы ты чувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Убедитесь в том, что ребенок действительно понимает почему воровать плохо и что надо сделать чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Доносительство Доносительство – приобретенный тип поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Обычно намерения доносчика – причинить неприятности другому или же привлечь наше внимание. Еще одна причина такого поведения среди детей – власть. Объясните разницу между доносом и сообщением о чем либо. Например что кто то поранился или может попасть в беду, не значит доносить, это ответственный поступок. Как только ребенок усвоит разницу между доносом и сообщением, введите жесткое правило, запрещающее ябедничать. Лучшие правила имеет простую ясную формулировку: «Я не стану слушать это, разве что если кто-то попал в беду» или «Это полезное или бесполезное сообщение?». Часто таких ответов достаточно, чтобы ребенок понял, что вы станете слушать только полезную информацию. Ключ к искоренению доносительства – последовательность в проведении установленной политики каждый раз, когда ребенок ябедничает. Драчливость Дети прибегающие к дракам, не знают, как поступить иначе, когда огорчены или разозлены. Безусловно злость и огорчение нормальные чувства, однако выражать их дракой ненормально. Очень быстро становиться привычкой, от которой крайне трудно избавиться. Выберете время чтобы спокойно поговорить по поводу драк. Говорить серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравиться его поведение, и объясните, почему вы это не одобряете. Если ребенок постарше, обсудите с ним возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения участников драки, неприятности, плохая репутация, потеря друзей. Терпеливо выслушайте объяснения ребенка по поводу мотивов такого поведения. Не осуждайте, а просто выслушайте. Возможно вы услышите о причинах, о которых не знали. Предложите помощь в разрешении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и штрафных санкциях, которые будут применяться если он не прекратит драться. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив: «Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки». Вот несколько вариантов. 1. Используйте формулу «Я хочу, чтобы…» ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать недопустимо. 2. Выражать свои чувства. Дети с ограниченными речевыми способностями могут сказать обидчику: «Я сержусь» или «Я очень и очень зол». 3. Уединиться и успокоиться. Попросите ребенка помочь вам организовать ему место, где он может уединиться и успокоиться. Можно взять с собой несколько вещей, которые помогут ребенку вернуться в нормальное состояние, например книги, карандаши и бумагу, любимую игрушку, и поощряйте ребенка приходить туда, чтобы успокоиться. 4. Вовремя уйти. Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз, когда он испытывает желание подраться. Это всегда безопаснее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_konflikty.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

"Детские конфликты и пути их преодоления"

Ежедневно наши дети лицом к лицу сталкиваются с различными проблемами: предвзятость, конфликты между братьями и сестрами, нагрузки в школе и на занятиях спортом, отвержение друзьями, группировки и банды, запугивание, попытки поладить с другими, различные фрустрации  и просто проблемы роста. Мы привыкли считать, что это качается только детей старшего возраста, однако все чаще подобное затрагивает и младших детей. Хотя мы не в состоянии защитить своих детей от всех неприятностей, огорчений и страданий, мы можем вооружить их средствами, которые помогут лучше с ними справиться. Чем больше мы будем помогать детям учиться разрешать конфликты мирно, тем больше вероятность, что они станут самостоятельными и находчивыми людьми, способными справиться с любой ситуацией и сделать это без нашего руководства.

Обучение детей умению справляться с проблемами лучше всего проводить в спокойной домашней обстановке, применяя метод проб и ошибок. Для этого используйте реальные ситуации снова и снова, пока они не смогут решать проблемы сами.

А теперь рассмотрим следующие детские конфликты:

Кусание

Дети обычно кусаются, потому что не знают, как выразить свое психическое состояние, вызываемое невозможностью удовлетворить некую потребность или желание.  Ваша задача пресечь подобное поведение, прежде чем оно перерастет в привычку. Твердо выразите свое неодобрение и быстро переключитесь на другую тему. Установить для ребенка штрафные санкции: ограничение в чем то; временная изоляция. Дети должны знать, что когда они кусаются то причиняют другим боль. В присутствии ребенка направить все внимание на жертву: «Я очень сожалею! Тебе наверно больно! Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?». Таким образом, вы подадите ребенку пример сочувствия. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить.

Например: Одни мальчик кусался, потому что тоже хотел поучаствовать в игре, но не мог это выразить. Как только была понята проблема, ребенка научили говорить: «Сейчас твоя очередь, потом моя». Если у ребенка возникает проблема при выражении чувств, научите его говорить: «Я зол или Я хочу играть».

Таким образом, можно вмешиваться несколько раз, пока это поведение не прекратиться.

Истерики

Для детей истерика – средство получить желаемое, поскольку они поняли, что это срабатывает. Как только ребенок начнет истерику, откажитесь общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Он должен знать, что такое поведение терпеть не будут. Лучшее средство при постоянно повторяющихся истериках – временно изолировать ребенка. Здесь недолжно быть ни игрушек, ни других детей. Длительность временной изоляции может быть различной для разных детей, однако ребенок должен находиться «На успокоительном стуле» до тех пор, пока не будет оставаться спокойным минуты две. Для подавления неуправляемого поведения жизненно важна последовательность. Ребенку должно быть позволено общаться с другими только тогда, когда он ведет себя надлежащим образом. Важно, чтобы ребенок понимал, что расстраиваться можно, нельзя выражать это состояние нецивилизованным образом. Расскажите ребенку, как выражать чувства словами, а не истерикой. Научите его нескольким словам, описывающим чувства, таким как злой, печальный, сердитый, уставший или расстроенный, и поощряйте пользоваться этими словами: «Я потерял голову», «Я действительно зол». Истерики никогда не бывают приятными, их можно использовать для усвоения важных уроков – научиться рассказывать о своих потребностях и справляться с огорчениями.

Воровство

Реакция на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте 5-7 лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия. Постарайтесь чтобы ребенок понял почему воровать нехорошо, будь те лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, - очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать, собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить».

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросить: «Что бы ты чувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Убедитесь в том, что ребенок действительно понимает почему воровать плохо и что надо сделать чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость.

Доносительство

Доносительство – приобретенный тип поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Обычно намерения доносчика – причинить неприятности другому или же привлечь наше внимание. Еще одна причина такого поведения среди детей – власть. Объясните разницу между доносом и сообщением о чем либо. Например что кто то поранился или может попасть в беду, не значит доносить, это ответственный поступок. Как только ребенок усвоит разницу между доносом и сообщением, введите жесткое правило, запрещающее ябедничать. Лучшие правила имеет простую ясную формулировку: «Я не стану слушать это, разве что если кто-то попал в беду» или «Это полезное или бесполезное сообщение?». Часто таких ответов достаточно, чтобы ребенок понял, что вы станете слушать только полезную информацию. Ключ к искоренению доносительства – последовательность в проведении установленной политики каждый раз, когда ребенок ябедничает.

Драчливость

Дети прибегающие к дракам, не знают, как поступить иначе, когда огорчены или разозлены. Безусловно злость и огорчение нормальные чувства, однако выражать их дракой ненормально. Очень быстро становиться привычкой, от которой крайне трудно избавиться. Выберете время чтобы спокойно поговорить по поводу драк. Говорить серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравиться его поведение, и объясните, почему вы это не одобряете. Если ребенок постарше, обсудите с ним возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения участников драки, неприятности, плохая репутация, потеря друзей. Терпеливо выслушайте объяснения ребенка по поводу мотивов такого поведения. Не осуждайте, а просто выслушайте. Возможно вы услышите о причинах, о которых не знали. Предложите помощь в разрешении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и штрафных санкциях, которые будут применяться если он не прекратит драться. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив: «Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки». Вот несколько вариантов.

1. Используйте формулу «Я хочу, чтобы…» ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать недопустимо.

2. Выражать свои чувства. Дети с ограниченными речевыми способностями могут сказать обидчику: «Я сержусь» или «Я очень и очень зол».

3. Уединиться и успокоиться. Попросите ребенка помочь вам организовать ему место, где он может уединиться и успокоиться. Можно взять с собой несколько вещей, которые помогут ребенку вернуться в нормальное состояние, например книги, карандаши и бумагу, любимую игрушку, и поощряйте ребенка приходить туда, чтобы успокоиться.

4. Вовремя уйти. Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз, когда он испытывает желание подраться. Это всегда безопаснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Стресс и пути его преодоления"

Каждый знает, что работа воспитателя не легкая и влечет за собой переутомление и стресс. Что же такое стресс? Сегодня мы в этом разберемся. Признаки стресса можно разделить на 3 категории.Управление с...

Консультация для педагогов: "«Детские конфликты и способы их преодоления» "

Консультация для педагогов о понятии детского конфликта, как на него реагировать, как предотвратить и конечно методы урегулирования....

конспект занятия "Конфликты и пути их преодоления"

Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладет...

Консультация для педагогов "Стресс и пути его преодоления"

данная консультация- письменный вариант работы, проводимой с педагогическим составом, в рамках профилактики стрессовых состояний и эмоционального выгорания....

Консультация для педагогов «Стресс и пути его преодоления»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ« СТРЕСС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ» Каждый знает, что не легкая работа воспитателя влечет за собой переутомление, "эмоциональное выгорание" и стресс. ...