Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.
статья (старшая группа)
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказку как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_skazkoy_zhuravleva_nv.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передали им нравственные традиции, учили законам добра и красоты.
Цели, достигаемые при воспитании дошкольников сказкой:
- Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки.
- Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи, решаемые при этом:
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость).
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Предполагаемый результат:
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение его к миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание.
- Воспитывать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Ответственность за свои поступки.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказку как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Схема размышления над сказками и их обсуждение
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарий |
Основная тема | Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.. | О чём эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы. |
Линия героев сказки. Мотивы поступков. | Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. | Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. | Важно «составить список» способов преодоления трудностей детей героями сказки. | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Всё решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? | Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. | Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношения к окружающему миру, другим героям. | Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни. |
Актуализированные чувства | Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему? | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках | Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. | Кто такой Иван Царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? | Можно привлекать не только собственные рассуждение на тему «Что есть этот образ», но и словари образов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пр...
Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника
Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...