Консультация педагога-психолога для родителей «Такие разные детки»
консультация

Ковалева Анна Сергеевна

Все малыши требуют к себе индивидуального подхода. Один понимает все с первого раза, другой не слышит вас, даже если вы неоднократно повторили свою просьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_deti.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для родителей

«Такие разные детки»

                                                                                    Ковалева А.С.
Все малыши требуют к себе индивидуального подхода. Один понимает все с первого раза, другой не слышит вас, даже если вы неоднократно повторили свою просьбу. Кто-то целый день сидит на ковре, увлеченно собирая замок из 
конструктора, а кто-то и пяти минут не может провести без движения. Такие они — наши дети, очень любимые и очень разные. Но найти общий язык со своим ребенком не так сложно, если знать, к какому поведенческому типу он относится.Условно всех детей можно разделить на пять групп: пассивный, общительный, почемучка, ложный почемучка, подвижный. Расскажем о некоторых педагогических уловках в общении с детьми разных типов поведения.

1. Пассивный — спокоен и молчалив

Пассивный ребенок спокоен, необщителен, боится посторонних и держится в основном только возле самых близких членов семьи. Родителей такое положение может вполне устраивать. Ребенок не клянчит игрушек или сладостей, не предлагает куда-то пойти, что-то сделать, не задает много вопросов — словом, он очень «удобный». Но если вы серьезно озабочены развитием ребенка и его будущим, то следует осознавать, что такое поведение ненормально для дошколенка, и ему, скорее всего, необходима психологическая, педагогическая, а может быть, даже и медицинская помощь. Ему нужно помочь стать более активным и любознательным, более уверенным в себе.

Если ваш ребенок принадлежит к пассивному типу, следует установить рациональный режим игры и отдыха — и то, и другое должно соответствовать энергетическим ресурсам малыша, которых у него явно не достаточно.

Совет психолога: С пассивными детьми надо постоянно разговаривать и задавать им вопросы, заставляя думать и действовать. Учите ребенка делать выбор. Например,рассматривайте витрину магазина или клумбу с цветами и спрашивайте«Что тебе нравится больше? Почему?»

После любого проявления инициативы — похвала и одобрение самым нежным, участливым тоном. Вы должны показать ребенку, как вы им довольны и как радуетесь вместе с ним проявлениям решительности, смелости, активности в его действиях. Впредь он будет стараться еще сильнее.

Помните, что пассивный ребенок, как правило, физически слаб. Он нуждается не только в поддержке, похвале, но и в помощи с вашей стороны. Излишне не напрягайте его. После любого напряжения, физического или умственного, ему нужны расслабление, отдых, возможно, даже сон. Засыпая, пусть он подержится за вашу руку и вновь ощутит вашу поддержку.

Чем бы ни раздражал вас пассивный малыш, какую бы ошибку или провинность он ни совершил, будьте особенно осторожны с наказаниями. Вы можете одним махом погубить с таким трудом выращенные ростки его уверенности, смелости, чувства собственного достоинства.

2. Общительный — не выносит одиночества

Центральное место в жизни ребенка такого типа занимает общение. Он не может посидеть один ни минуты. Ему нужны совместные игры с детьми и взрослыми, а лучше с теми и другими вместе, нужны прогулки, походы в гости. Однако родители должны быть озабочены тем, каков личностный смысл такого общения. Понаблюдайте за ребенком: если он принадлежит к данному типу, вы легко обнаружите, что отношение к игре, занятиям, любому делу у него безразличное. Такие дети любят возиться, кричать, пищать. Собственно, для них неважно, чем заниматься, лишь бы быть «в куче».

Они любят слушать музыку, детские радио- и телепередачи, но сами что-либо делать ленятся. Обучить их игре на музыкальном инструменте почти невозможно, заставить выучить стихотворение — столь же проблематично. Отличительная особенность детей младшего возраста и подростков общительного типа состоит в том, что они не любят читать.

Совет психолога: Помогите ребенку найти любимое занятие, перепробовав многие. При всей несобранности у него есть дело, которым он может увлечься всерьез. Но это дело придется поискать. Предлагайте самые разные виды деятельности и игры и не обижайтесь, если малыш, поучаствовав в каком-то деле совсем немножко, начинает отвлекаться, искать повод, чтобы заняться чем-то другим, ему вдруг становится скучно и неинтересно все то, что занимало его минуту назад. Не раздражайтесь и не сердитесь на него. К общительному ребенку нужен особый подход, поэтому продолжайте поиски любимого занятия. Вам предстоит открыть таланты вашего ребенка, а они, безусловно, есть.

Наказанием для детей этого типа является изоляция. Поэтому если ребенок провинился и вы полагаете, что это нельзя оставить без внимания, отправьте его в угол — пусть постоит там, успокоится, побудет один и подумает над своим поведением. Положительная реакция наступает быстро. Дальше уже вы выбираете характер команд и стиль управления ребенком. Важно только сразу не переходить от строгости к ласке. Дайте малышу понять и прочувствовать, что он вас все-таки огорчил.

3. Почемучка — хочет все знать

Важное место в жизни почемучки занимает познавательный интерес.Главный их вопрос«Что это такое?»Главная просьба«Почитай, расскажи». Отказывать нельзя. Ребенок очень быстро развивается, когда у взрослых хватает терпения отвечать на самые разнообразные, подчас повторяющиеся вопросы.

Дети этого типа любят занятия всех видов, хотя успеваемость и последующая оценка не вызывают у них особого интереса — ко всякого рода оценкам они в принципе безразличны. В перспективе это люди творческого труда. Но существует серьезная опасность, которая заключается в развитии эгоизма, себялюбия и в итоге — черствости. Поэтому начинайте работать над формированием нравственных качеств ребенка с самого раннего детства.

Воспитывая ребенка почемучкуродители нередко допускают грубую педагогическую ошибку. Они любят «демонстрировать» своего ребенка и делают это довольно часто на вечеринках в компаниях взрослых, в присутствии коллег, сослуживцев. А ребенок очень быстро «схватывает» ситуацию, подстраивается под нее, хочет извлечь из нее определенную выгоду (что ему, как правило, и удается). Все это отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Действительные таланты уступают место мнимым.

Совет психолога: Детские вопросы не должны оставаться без ответа.При этом не стесняйтесь сказать«Я не знаю», но никогда не прибегайте к фальши, придумывая ложные ответы. Пообещайте попробовать найти нужную информацию в литературе, с помощью специалистов и т. д., и непременно выполните это обещание.

Акцент в воспитании должен быть сделан на нравственном развитии личности. Рассуждения о чести, достоинстве, доброте, справедливости должны присутствовать во всех ваших беседах с ребенком. Особое внимание следует обратить на правила этикета.

Главным наказанием, приемлемым по отношению к почемучке без ущерба для его естественного развития, может быть временное охлаждение чувств со стороны взрослых. Можно в сердцах сказать«Ты очень огорчил меня сегодня» или «Мне было очень стыдно за тебя». Допустимо и другое: на какое-то время прекратить общение с ребенком, даже бытовые разговоры. Покажите ему, что вы действительно рассержены.

4. Не настоящий почемучка

Ложный почемучка по внешним проявлениям похож на ребенка третьего типа, но личностный функциональный смысл деятельности у таких детей иной. Они тоже склонны к познавательной деятельности, но для них определяющим является отношение взрослого: отца, матери, воспитателя, учителя, дедушки и бабушки. Для них важны не столько сама деятельность и ее результат, сколько оценка этого результата взрослыми.

Ребенок этого типа делает что-либо, потому что уверен — так нужно, потому что вы сказали, что это нужно.

Чтобы установить, какому психологическому типу, третьему или четвертому, соответствует ваш ребенок, задайте ему следующий вопрос«Что тебе больше нравится, яблоко или груша?» Ребенок третьего типа сделает выбор, немного поразмыслив или очень быстро, не раздумывая, а ложный почемучка ответит«А тебе?» Если вы реально предложите малышу яблоко или грушу, он протянет обе руки.

Таким образом, если иметь в виду развитие личности в целом, то родители должны быть обеспокоены слишком большой озабоченностью ребенка признанием окружающими. «А что скажут люди?» — вот что будет означать это в будущем.

Совет психолога: Сочетайте похвалу с замечанием. Предположим, ребенок показывает вам свой рисунок. Он действительно хорош, и вы искренни в своей похвале, но творческая деятельность всегда позволяет что-то подсказать. Это будет субъективное замечание, и автором оно может быть проигнорировано, но сделать его все-таки нужно. Старайтесь вызвать инициативу, учите ребенка делать самостоятельный выбор.

5. Подвижный — не сидит на месте

Эти дети обожают подвижные игры. Они прыгают и бегают целый день до полного изнеможения, больше ни на что не остается ни времени, ни сил. Создается впечатление, что малышу нравится только гулять. В силу повышенной реактивности и возбудимости этим детям трудно запоминать, у них плохо с вниманием и дисциплиной. Особенно тяжело даются им первые месяцы пребывания в школе.

Совет психолога: Любую прогулку ребенок должен заслужить. Каждый день вы должны давать ему следующую установку: вначале сделай, потом пойдешь гулять. Причем качество выполненного задания следует проверить со всей тщательностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации педагога-психолога для родителей "Почему дети разные"

Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются игра...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...

Тематика консультаций педагога-психолога для разных возрастных групп детского сада.

Консультации для родителей, проводимые в ДОУ, являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и...

Тематика консультаций педагога-психолога для разных возрастных групп детского сада.

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с заверш...