Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровыеупражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА
от учителя – логопеда Лисянской С.Ю.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Игровое упражнение: «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима.
Инструкция: Взрослый спрашивает: «Зима - какая?». Ребёнок отвечает: «Зима холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.»
- Игровое упражнение: «Назови слова - родственники». Образование родственных слов.
Инструкция: Взрослый спрашивает: «Назови слова – родственники к слову «снег». Ребёнок отвечает: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — сне-говичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.
- Игровое упражнение: «Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову
снег.
Инструкция: Взрослый спрашивает: «Что делает снег?» Ребёнок отвечает: «Снег - идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.
Взрослый уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять (мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.
- Игровое упражнение: «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.
Инструкция: Взрослый спрашивает: «Чего не бывает зимой?» Ребёнок составляет предложения, в которых говорится о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».
- Игровое упражнение: «Скажи наоборот»
Воробей маленький, а ворона ...
У синицы хвост короткий, а у сороки ...
Голубь тяжелый, а воробей ...
У синицы клюв тонкий, а у вороны ...
6. Игровое упражнение: "Скажи, одним словом".
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
У вороны черные крылья, поэтому её называют ...
У дятла длинный клюв, поэтому её называют ...
РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( С 4 ЛЕТ)
- «Отшагай скороговорку».
«Верещунья — белобока,
Все зовут ее сорока».
- «Повтори слова». Игра со словами - рифмами.
Повторение рифмующихся слов: птичка — синичка; сорока — белобока; сова — голова; совушка — головушка; птичка — невеличка; воробьишка — трусишка.
РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
1.Физкультминутка-логоритмика «Зимние месяцы». Импровизация движений в такт чистоговорке.
«Декабрь, январь, февраль
проходят чередою,
с морозом, со снежком,
с Рождественской звездою».
2. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
1,2,3,4-мы с тобой снежок слепили!
Круглый, крепкий, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий!
Раз – подбросим, два – поймаем, три – уроним и поймаем!
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Заучивание стихотворений о зиме
***
Снег пошёл,
Снег пошёл —
Это очень хорошо!
Снег пушистый, беленький
Закружился в ельнике.
Все на улицу, друзья.
Дома нам сидеть нельзя.
Мы из снега слепим деда,
Будем бегать до обеда.
Снег пошёл.
Снег пошёл —
Это очень хорошо!
Молчанов-Сибирский И.И.
***
«Мы в холодильнике живём,
мы так Сибирь свою зовём!»
Г. Граубин
***
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
- Игровое упражнение: «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Инструкция: Взрослый я начну предложение, а ты закончи, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью...
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной...
Зимой катаются на санках, а летом...
Зимой лес спит, а весной...
Зимой катаются на коньках, а летом...
Зимой бывает холодно, а летом...
Зимой деревья белые, а осенью...
Зимой растут сугробы, а летом растут...
Зимой лепят снеговика, а летом...
Зимой насекомые прячутся, а весной...
- Пересказ рассказ «Гостья-зима» с опорой на вопросы взрослого. Усвоение переносного значения слов.
«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».
Вопросы для пересказа: Кто пришел к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы?
- Пересказ с опорой на вопросы (6-7 лет). Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал ...
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние животные и их детёныши. Забота о человеке" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние животные и их детёныши. Забота человека." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал...
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Зима. Зимние забавы" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Зима. Зимние забавы" представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направл...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии....