Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровыеупражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме».

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Дикие животные и их детёныши и их подготовка к зиме\hello_html_m5a9ad83e.png

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1.Игровое упражнение: «Где звери живут?» - учимся употреблять в речи предлог в (с 4 лет).

Взрослый выставляет поочередно картинки с изображением диких животных и спрашивает ребёнка, где они живут.

Инструкция: «Где живёт волк (лиса, медведь, заяц, белка, ёжик, рысь)?», ребёнок отвечает полным предложением -  «Волк живет в лесу». Лиса живет в лесу.

Медведь живет в лесу. Заяц живет в лесу. Белка живет в лесу. Ежик живет в лесу. Рысь живёт в лесу.

2. Игровое упражнение: «Кому это нужно?»- усвоение категории дательного падежа (с 4 лет).

Взрослый помогает ребёнку узнать, кто из животных чем питается. Для этого используются картинки: мед, рыба, малина, курица, цыпленок, заяц, мясо, колбаса, морковка, капуста, орехи, грибы, яблоко, мышка.

Инструкция: взрослый спрашивает: «Кому нужен мед?» Ребёнок отвечает: «Мед нужен медведю» и т.д.

3. Игровое упражнение: «Какие?» Подбор прилагательных к слову «животные».

Инструкция: взрослый спрашивает: «Расскажи, животные, какие?» - ребёнок отвечает. Словарь: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.

4. Игровое упражнение:  «Кто кем был?» - усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

Инструкция: взрослый спрашивает: «Кем был медведь?» Ребёнок отвечает: «Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсунонком). Белка была... (бельчонком). Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком)».

5. Игровое упражнение «Чья семья?»  - усвоение притяжательных прилагательных. Инструкция: взрослый спрашивает: «Волк, волчица и волчонок (лис, лиса, лисёнок…медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, ёж, ежиха, ежонок) — это чья семья?» Ребёнок отвечает: «Волк, волчица и волчонок — это волчья семья» и т. д.

6. Игровое упражнение: «О чем думают животные?» - усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.

Инструкция: взрослый спрашивает: «О чём думает медведь в берлоге…ёж в норе…белка  дупле…лиса в норе…волк в логове…заяц под кустом…барсук в норе…лось под деревом?»  Ребёнок отвечает: Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).

7. Игровое упражнение «Загадочное животное». Ребёнок должен отгадать из названий каких животных получились слова (с 5 лет):

Инструкция: взрослый спрашивает: «Из каких слов поучилось слово медволк… зайжик… белса… барведь… лилень… кошца,..собашадь». Ребёнок отвечает: «Слово медволк состоит из медведя и волка и т.д.»

8. Игровое упражнение «Кто за кем бегает?» - употребление конструкции с предлогом за (с 5 лет).

Инструкция: взрослый спрашивает: «Волчонок …лисёнок… зайчонок, медвежонок… рысёнок… лосёнок…  бегает за кем?» Ребёнок отвечает полным предложением: «Волчонок бегает за волком и т. д.»

9. Игровое упражнение "Чей хвост?" Желательно использовать картинки с изображением хвостов животных.

Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос "Чей это хвост?"

Как закрепление материала желательно выполнить упражнение "Измени слова по образцу".

Нос лисы - лисий нос.

Лапа лисы - лисья лапа.

Глаза лисы - ...

Нора лисы - ... и  т. д.

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( С 4 ЛЕТ)

Игровое упражнение: «Договори слово». Взрослый читает стихотворение и выставляет картинки. Ребёнок договаривает слова.

Шла по лесу девочка,

Вот с бельчонком - белоч...(ка),

Вот лисица и  лисе...(нок),

Вот волчица и волчо...(нок),

Вот зайчиха и зайчо...(нок),

Вот ежиха и ежо...(нок)

И без мамы медвежо...(нок).

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

  1. Физкультминутка-логоритмика  Импровизация ритмических движений: на каждую строчку — четыре однотипных движения.

Медвежонок — топ-топ,

А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок — щелк-щелк,

А зайчонок — скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,

А лосенок — брык-брык,

А рысенок — прыг-прыг,

И бельчонок — прыг-прыг.

  1. Речевая подвижная игра «Мишка». Импровизация движений в такт стихотворения.

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ 

Игровое упражнение «Длинный или короткий?» Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.

У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).

У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).

У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).

У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).

У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).

У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1.Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний; затем мизинец —за безымянный):

«Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой».

2.Логоритмическое упражнение «Этот хитренький рысёнок»

«Этот хитренький рысёнок целый день мышей искал, (руки в кулачок - под ритм отгибаем - сгибаем большие пальцы обеих рук),

-это хитренький рысёнок спинку на снегу чесал,  (безымянные  пальцы правой и левой руки «трутся» друг о друга),

-этот хитренький рысёнок носом землю ковырял (круговые движения средними пальцами обеих рук),

-этот хитренький рысёнок что-то сам нарисовал (круговые движения указательными пальцами обеих рук),  хлопки под музыку: 3 раза – вправо, 3 раза влево, 4 раза перед собой

-этот хитренький рысёнок лежебока и нахал (отгибаем - сгибаем мизинцы обеих рук),

-захотел спать в серединке («прячем» пальчик в кулачок), всех рысяток растолкал (резко разгибаем кисти рук)».

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  1. Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.

«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой».

  1. Чтение с выражением рассказа Е. Чарушина «Лиса». «Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице».
  2. Чтение и пересказ по вопросам рассказа «Заяц зимой».

Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.

Вопросы для пересказа:

- Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов?

  1.  Чтение стихотворения «Белкина кладовка».
    Почему грибы на елке
    На сучках висят верхом?
    Не в корзинке, не на полке,
    Не во мху, не под листком -
    У ствола и среди веток
    На сучки они надеты.
    Кто устроил их так ловко?
    Кто с грибов очистил сор?
    Это белкина кладовка,
    Это белкин летний сбор! (Е. Трутнева)

  1. Заучивание по мнемотаблице стихотворения «Есть в лесу под ёлкой хата» П. Воронько

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Дикие животные и их детёныши и их подготовка к зиме\hello_html_m42430c25.png

«Баю-баю, надо спать,-

 Напевает сыну мать.-

 Ты усни, и сон придет-

 Все в корзине принесет!»

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Дикие животные и их детёныши и их подготовка к зиме\свежие-рыбы-в-корзине-37220433.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...

Объективное интегрирование непосредственной образовательной деятельности (НОД), воспитателя и музыкального руководителя по лексической теме « Дикие животные и их детёныши»

Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. ...

Домашнее задание по лексической теме "Дикие животные"

Домашнее задание по лексической теме "Дикие животные"...

Лексическая тема "Дикие животные и их детёныши"

Наглядный материал для родителей детей группы с нарушениями речи...

Лексическая тема: «Дикие животные и их детёныши.»

Материал для проведения занятий в подготовительной группе детского сада. Загадки. дидактические игры, пальчиковая гимнастика, физминтки....

Домашнее задание по лексической теме "Дикие животные зимой"

рекомендации для родителей коррекционной группы для детей с ОНР...