« Народный фольклор »- статья
статья

Григорьева Галина Викторовна

В статье дана информация для родителей, как нужно детям прививать любовь к русскому народному фольклору. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: « Народный фольклор »

        Ребенок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатель) должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.

        Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

        Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

        Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

        Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

  1. Прежде всего – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком ,поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
  2. То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
  3. Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок, и т.д.

        Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.  Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами, и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

        Что же относится к русскому фольклору?

        Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

        Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

        Заклички - обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

        Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

        Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх .

        Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

        Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

        Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

        Докучные сказки  - у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

        Народные игры – в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

        Игры дают воспитателю и родителям сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

        Самые любимые игры для детей -  те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», «Лиска лиса», «Солнышко» и др.)

        Не менее интересные игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки, (на пример, игра «Море волнуется раз», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какое-то мгновение).

        А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (на пример, игра «Корабль плывет», «Красочки»).

        Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения.

        Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизовано проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

СТАТЬЯ Применение русского народного фольклора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ФГСТ.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?...

статья "Чувашский народный фольклор в детском саду".

статья "Чувашский народный фольклор в детском саду"....

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Статья "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством народного фольклора"

Включение в педагогический процесс фольклора делает занятие более эмоциональным, творческим и интересным....