Статья "Место народного фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

Скульдицкая Ольга Анатольевна

Статья предназначена для воспитателей ДОУ, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mesto_narodnogo_folklora.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Место народного фольклора

в развитии речи детей раннего дошкольного возраста

Скульдицкая Ольга Анатольевна,

воспитатель,

МАДОУ Киселевского городского округа

детский сад 65 комбинированного вида «Родничок»,

город Киселёвск Кемеровской области

Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.

По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства[1].

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и  развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В.,  малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка  от 2 до 3 лет [2].  

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению  Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:

- знать уровень развития своих воспитанников;

- научиться владеть художественными средствами;

- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

- петь и танцевать;

- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- использовать красочность и богатство зрительных образов;

- применять забавный сюжет;

- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

- варьировать методическими приемами[3].

Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:

- занятия;

- игры;

- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

- досуги;

- календарные праздники[4].

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.

Постепенное поэтапное усвоение  малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Заучивание или повторение текстов.

4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.

Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд.,  – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
  3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с
  4. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
  5. Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53


[1]  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд.,  – М.: Академия, 2000. – 400 с.

[2] Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

[3] Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53

[4] Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну...

Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние русского  народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.Развитие речи невозможно б...

Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...

«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, я...

Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"

В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...