Статья "Место народного фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему
Статья предназначена для воспитателей ДОУ, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Место народного фольклора
в развитии речи детей раннего дошкольного возраста
Скульдицкая Ольга Анатольевна,
воспитатель,
МАДОУ Киселевского городского округа
детский сад 65 комбинированного вида «Родничок»,
город Киселёвск Кемеровской области
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.
По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства[1].
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка от 2 до 3 лет [2].
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами[3].
Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники[4].
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
1. Первичное понимание предъявляемого материала.
2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
3. Заучивание или повторение текстов.
4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с.
- Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с
- Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
- Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53
[1] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с.
[2] Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
[3] Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53
[4] Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-419819-1443145732.jpg)
Презентация "Использование устного народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-184934-1358784401.jpg)
"Использование народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-907021-1490006432.jpg)
Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.
Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.Развитие речи невозможно б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1138878-1576082654.png)
Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023519-1521638899.jpg)
«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, я...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-1305354-1610808578.jpg)
Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"
В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1213955-1580672929.jpg)
Презентация к проекту «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста »
Применение малых форм фольклора в разных видах деятельности....