Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста
консультация (младшая группа)
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало.
С самого раннего детства необходимо заниматься социальным развитием ребёнка. Его нужно приучать к традициям, культуре окружающего общества, нормам и правилам поведения, ценностям, чтобы он мог вжиться в любой коллектив. Обучение ребёнка происходит с помощью общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация
для родителей первой младшей группы
Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста
Воспитатель:
Федотова Н.А.
Лямбирь 2020
Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало.
С самого раннего детства необходимо заниматься социальным развитием ребёнка. Его нужно приучать к традициям, культуре окружающего общества, нормам и правилам поведения, ценностям, чтобы он мог вжиться в любой коллектив. Обучение ребёнка происходит с помощью общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.
Базу социальному развитию дает семья. Она связана с отношением родителей к ребенку, к друг другу, и с отношениями между всеми членами семьи. Ребенок впитывает в себя всё что видит и слышит. Дома он получает самое большое количество информации об окружающем мире.
К трем годам ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Родители всё чаще слышат от него фразу «Я сам!» Ни в коем случае нельзя ограничивает его самостоятельность. Наоборот, нужно давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.
Так же он начинает: верить в свои силы, радоваться, когда его заслуженно хвалят; выражать недовольство, когда ему в чём-то отказывают, упрямится, выражает протест слезами и криком и тд.
К трем годам большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми.
Ребёнок в младшем возрасте ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его контактировать, знакомиться, играть и общаться с другими детьми. Научить считаться с интересами других людей. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
В играх с другими детьми ребёнка нужно научить не отбирать понравившуюся игрушку, а объяснить, что можно ее попросить, обменять и тд. Нужно учить нормальному общению с другими детьми и развивать способность прислушиваться к мнению окружающих.
Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка необходимо:
- Относиться с уважением к малышу, демонстрировать свою любовь.
- Формировать у ребёнка положительное мнение о себе, хвалить, верить в его силы и способности.
- Учить понимать чувства других людей, сопереживать им, проявлять -симпатию и отзывчивость.
- Демонстрировать, как нужно общаться в обществе и семье.
- Предоставлять свободу действий и выбора (в разумных пределах).
- Учить заботиться об окружающих, находить общие интересы, уметь делиться, не быть жадным.
- Помогать осваивать различные способы взаимодействия с другими людьми: играть вместе или наоборот, не мешать друг другу, уметь сотрудничать.
- Учить хорошему поведению и другим правильным вещам при помощи книг, фильмов и мультфильмов, развивающих телепередач, музыкальных произведений.
- Воспитывать вежливость. Ребёнок должен уметь здороваться, благодарить и т.д.
- Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.
Родители должны создать спокойную и уютную атмосферу в семье, должны быть авторитетами для ребенка, подавать ему пример правильного поведения.
Эмоции – это часть жизни. Они являются влияют на поведение и деятельность всего организма ребенка.
Например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Показатели эмоционального и социального развития 2 года – 2 года 6 месяцев.
В привычной обстановке эмоционально уравновешен. Испытывает потребность во взаимодействии с любимыми взрослыми, ожидает их участия, внимания, похвалы и поддержки. Переживает, если мама уходит или отказывает ему в общении. Замечает недовольство взрослых; огорчается, если его ругают. Сочувствует близкому человеку, понимает его радость или печаль, заступается за него. Чувствует, как можно вести себя с тем или иным взрослым. С удовольствием выполняет поручения.
Начинает говорить о себе не в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д. Может определить, обозначить (мимикой, жестом, тоном, взглядом) или назвать своё состояние: «мне больно», «хочу спать», «хочу…» и т. д. Пытается сдерживать свои эмоции и может потерпеть или немного подождать. Начинает проявлять интерес к действиям других детей, подражает им, стремится к совместным играм с ними. Может выделять одного или нескольких детей, которые ему больше всего нравятся. Насторожен с незнакомыми людьми, но оценив их доброжелательность – вступает в контакт. Эмоционально реагирует на художественные и музыкальные произведения, симпатизирует добрым героям («хорошие») и ругает отрицательных персонажей («плохие»). Увлекается интересной игрой и отвергает не понравившуюся. Огорчается неудачам, радуется победам. Помнит свои ощущения: в цирке было весело, у врача – больно. Проявляет самостоятельность «Я сам».
2 года 6 месяцев – 3 года: Проявляет активность и эмоциональную открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы. Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса. Стремиться быть «хорошим», старается угодить взрослым, ждет одобрения и похвалы. Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»). Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы. В общественных местах может проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п. Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными. Ревнует родителей, в том числе и друг к другу. Обозначает словом и эмоционально-выразительными оттенками свои состояния: «смеюсь, боюсь, замерз». Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год. Осуждает поступки других детей: «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д. Замечает, различает и оценивает красивое и некрасивое. Чувствует «добрых» и «злых» людей. Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает). Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д. Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д. Эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.). Эмоционально-практически оценивает ситуацию: если кому-то больно – сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь – помогает, ведет себя тихо, если кто-то спит и т.д. Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Таким образом, Дорогие Родители, помните, что ребёнок в младшем возрасте ещё очень привязан к вам. Вы как мама и папа должны учить его контактировать, знакомиться, играть и общаться с другими детьми. Научить считаться с интересами других людей. Родители должны создать спокойную и уютную атмосферу в семье, должны быть авторитетами для ребенка, подавать ему пример правильного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
"Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста."
Статья для педагогов (консультация)....
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Доклад на педагогические чтения...
Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому человеку в любом виде деятельности....
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Презентация к педсовету : "Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"...