Математика - это интересно!
консультация (младшая группа)

Как только ваш малыш свободно заговорил и научился крепко держать в руках ложку и совок, он попадает в увлекательную страну - математику! Ведь его окружает мир с разнообразием цветов, форм, величин, количества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika-eto_interesno.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

 Математика - это интересно! Как только ваш малыш свободно заговорил и научился крепко держать в руках ложку и совок, он попадает в увлекательную страну - математику! Ведь его окружает мир с разнообразием цветов, форм, величин, количества. Учите детей думать и выражать свои мысли, пополняйте словарный запас математическими терминами. Постепенно математический язык станет для ребенка естественной частью родного языка. Помогайте малышу тренировать свои руки, голову, смекалку. Предлагаем вам опыт такой подготовки.

ПОЗНАЕМ

Познавая и изучая окружающий мир, узнаем: - цвет (красный, синий, желтый, зеленый с 1 года до 2 лет; с 2 до 3 лет добавляются оранжевый, фиолетовый, черный и белый); - форму предметов (шар, куб, кирпичик, призма); - форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник с 1 года до 2 лет; с 2 до 3 лет добавляются овал, прямоугольник); - величину (большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине).                      

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цвет нужно обязательно увидеть. Малыш может не знать цвета, но видеть, что бант и платье, одинаковые по цвету, а носки и платье - разные. Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами: - используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов цветные пирамидки, цветное лото и др.; - рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.; - рассматривая картинки в книжках; - в процессе занятий продуктивными видами деятельности рисованием, лепкой, аппликацией; - предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

 Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет хорошо, а если нет научится позже. Найди цветок для бабочки! Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал.

С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик» (параллелепипед) и «яичко» (эллипсоид). Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение: - Первый уровень знакомства с формами практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки рамки и вкладыши Монтессори, доска Сегена, игра «Почтовый ящик». Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры. - Второй уровень знакомства с формами зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях. - Третий уровень знакомства с формами запоминание форм и их названий, что требует специальной работы. Доска Сегена это доска с углублениями разной формы для вкладывания плоских фигурок (деревянных, из толстого картона или пластмассовых), соответствующих по форме прорезям. Помимо простых геометрических фигур, могут быть доски с фигурками животных и предметов, либо картинки, которые складываются из нескольких геометрических форм. Выньте фигуры из углублений и предложите малышу снова вставить их на места «найти каждой фигурке домик».

«Почтовый ящик» это пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, а также объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки. Достаньте фигурки из коробки и предложите малышу поиграть опустить все «посылки» в «почтовый ящик». Подскажите, что каждая фигурка проходит только в свое окошко. Подобные игры могут бить и сюжетными не только в виде коробки, но и в виде домика, животного.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность величины): - Практическое соотнесение это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

Зрительное соотнесение восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), а также выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие). - Называние параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно. Сравнивать предметы по величине можно разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, принцип действия которых ориентирован на величину;

- рассматривая и сравнивая по величине различные предметы в помещении, на улице;

- используя специальные дидактические игры и пособия, а также книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение величины;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности рисованием, лепкой, аппликацией. Знакомство малыша с величиной должно происходить постепенно. В начале работы следует познакомить ребенка с общим определением величины: «большой» «маленький», «больше» «меньше», «одинаковый, такой же по величине» (в дошкольном возрасте помимо общего определения добавляются более частные: «длинный» «короткий», «высокий» «низкий», «широкий» - «узкий»). Спрячь в ладошку! Подберите для игры два шарика один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше. Предложите ребенку спрятать в ладошку сначала маленький шарик, а затем большой: Спрячь шарик в ладошку! Нет шарика. А теперь попробуй спрятать этот шарик. Не получается? Большой шарик, не помещается в ладошку.

Вкладыши. Представляют собой разноцветные емкости разной величины, которые с одной стороны, можно вкладывать друг в друга, а с другой перевернуть их и построить из них башенку. Вкладыши бывают разной формы (круглые, квадратные) и цвета, сделаны из пластмассы или дерева. Предложите малышу сначала разобрать вкладыши, поиграть с ними. Постепенно, манипулируя с частями игрушки, малыш учится складывать их друг в друга (чтобы не осталось лишних) и складывать один на другой в виде башенки. Количество используемых в игре вкладышей можно увеличивать постепенно.

ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

Знакомя малыша с элементарным количеством, следует, как всегда, учитывать особенности раннего возраста:

- необходимо обыгрывать занятия и придумывать для заданий интересные сюжеты;

- советуем использовать во время занятий различные подходящие предметы и игрушки, а также наборы для счета счетные палочки, геометрические фигурки, яблоки, грибочки и другие маленькие предметы и картонные фигурки (в будущем их можно использовать во время обучения счету на занятиях математикой);

- необходимо во время занятия многократно повторять словесные обозначения элементарного количества

ОДИН – МНОГО-помогают нам в этом жесты указательный (когда мы показываем на один) и обводящий (когда мы обводим рукой группу предметов чем больше количество предметов в группе, тем более широкий обводящий жест используется). Задания по изучению элементарного количества включают в себя:

- во-первых, практическое восприятие элементарного количества занятия с использованием предметов и игрушек, которыми можно манипулировать практически (потрогать, переложить);

- во-вторых, использование цветных картонных фигурок, которыми также можно манипулировать (трогать, перекладывать, группировать, выкладывать в ряд), но при этом они являются заменителями реальных предметов;

и, наконец, в-третьих, графические задания, в которых ребенок знакомится с количеством, выполняя задания на бумаге рисуя и дорисовывая детали заданий. Советуем закреплять знания об элементарном количестве, используя различные ситуации во время еды, на прогулке, в транспорте.

Грибы в корзинках. Заранее подготовьте цветные картонные фигурки грибов. Затем нарисуйте на большом листе две корзинки. Предложите ребенку разложить грибы по корзинкам в соответствии с вашей инструкцией: Разложи грибы по корзинкам так, чтобы получилось поровну. Положи в одну корзинку больше, а в другую меньше грибов. Положи в одну корзинку всего один грибок, а в другую много грибов. Также можно использовать изображения трех корзинок: Разложи грибы по корзинкам один грибок, мало грибов, много грибов. Поставь цветы в вазу! Положите перед ребенком лист-основу для выполнения задания изображения двух ваз, а также фигурки цветочков (сначала лучше использовать одинаковые цветочки, в дальнейшем разные): Давай поставим цветы в вазы. В эту вазу поставь один цветочек. В эту вазу поставь много цветов. Продолжайте игру: В этой вазе было много цветов.

 Потом некоторые цветочки завяли (уберите три изображения). Сколько стало в вазе цветов? Мало цветов. Продолжайте игру: Прошло еще время, и все цветы завяли. Сколько цветов осталось в вазах. В этой вазе ни одного цветка. И в этой вазе ни одного цветочка. Завяли цветы.

Практика обучения детей раннего возраста показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

                Таким образом, в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика- это интересно!

Презентация мероприятия...

Педсовет-Викторина для воспитателей «Математика-это интересно».

Ход педсовета (вторая часть).ВИКТОРИНА«МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО».ЦЕЛЬ:  В нетрадиционной форме показать свои знания   по  формированию  элементарных математических представлений,...

Математика - это интересно

Консультация для родителей...

Математика это интересно

Материал для папки передвижки с логическими заданиями для дошкольников...

КВН для педагогов "Математика - это интересно"

нетрадиционное проведение педагогического совета в ДОУ...

Конспект НОД по математике для детей подготовительной группы «Математика – это интересно»

Конспект НОД по математике для детей подготовительной группы «Математика – это интересно»...