Сенсорное развитие детей в средней группе
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных эталонов у детей в средней группе.
(консультация для родителей)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создаёт образ незнакомого предмета.
Развитие зрительного представления
Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее - правее, понимать форму объемных предметов. Человек, у которого недостаточно развит зрительный анализ, испытывает трудности при восприятии сюжетных картин, пейзажей.
Если к школьному периоду не сформировались функции зрительного анализа, то в дальнейшем могут возникнуть трудности при письме. Именно поэтому важно помочь ребенку развить зрительное восприятие еще в дошкольном возрасте.
Цвет
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Среди хроматических цветов красный, жёлтый и синий являются чистыми цветами. Все другие цвета получаются в результате смешивания двух красок. Так, оранжевый цвет – это результат смешивания красного и жёлтого цветов, зелёный – синего и жёлтого, фиолетовый – синего и красного.
Также различают оттенки цвета по светлоте, которые зависят от процентного соотношения белого и основного цветов.
Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как ребёнок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их можно знакомить его с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства ребёнка с цветом можно выделить следующие этапы:
• различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
• зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребёнком задания назовите цвет;
• закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
• Знакомство с цветом осуществляется во время игры, во время специально организованного занятия и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т. д.).
Величина
Величина - это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость, которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов. Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с шишкой. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов.
При обучении необходимо соблюдать ряд правил:
• Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).
• Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.
• Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект - средний.
• Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.
• Сначала величину обозначают словами "такой - не такой", затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т. д.).
Форма
В процессе знакомства с формой предметов выделяют следующие этапы:
• практические действия. Для того, чтобы ребёнок мог практическим путём определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действия с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (например, различные доски, рамки, коробки с отверстиями разной формы). На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой – не такой», не называя её.
• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребёнка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объёмными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий.
• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трёх лет, в дошкольном возрасте.
Знакомить ребёнка с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:
• используя специальные игрушки;
• рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;
• рассматривая реальные предметы простой формы;
• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).
Количество
Количество - это категория, которая характеризует предметы и явления оружающего мира со стороны числа, объёма. В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия "один", "много", "мало", "поровну", "ни одного" (пусто). В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением. Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке. На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами. На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски.)
Для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста очень широко используются специальные игры и упражнения, а также различные сенсорные игрушки, которые можно условно подразделить на:
• Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки.
• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.
• Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.
• Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А когда в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!
В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение.
Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы.
Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно -образовательной деятельности по развитию сенсорных способностей детей в средней группе детского сада.
Конспект напосредственно - образовательной деятельности...
Образовательная деятельность по математическому, сенсорному развитию в младшей - средней группе. Тема: «Большой - маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету»
Цель: Формирование представления детей о количестве предметов на основе наглядности, о цвете и форме.Задачи: Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; отвечать на в...
Сенсорное развитие детей младшего – среднего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
Конспект НОД по сенсорному развитию детей в средней группе . Тема «Умные помощники»
Материал посвящён формированию элементарных математических представлений у детей средней группы. Задачи:учить детей группировать предметы по определённому призн...