Консультация на тему: « Матрешка в жизни ребенка»
консультация (младшая группа)

Шерстнева Елена Юрьевна

 Совершенно незаслуженно остается забытой яркая интересная детская игрушка - матрешка, любовно выточенная из настоящей живой древесины и раскрашенная добрыми руками художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu_matreshki.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: « Матрешка в жизни ребенка»

«Мы уверены в том, - писала У. Флерина, что  народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая И эта в свою очередь разнимается и представляет еще фигурку, потом еще и еще.

В 90-х годах 19 века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они послужили прообразом нашей матрешки.

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Для ее изготовления используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 году началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли в те времена спроса. Осталась матрешка традиционной формы.

Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами, герои народных сказок. Разнообразие матрешек было довольно велико.

В начале 20 века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

Почему так полюбили  эту куклу,потому что она особенная разбирается на две части. Снимаешь верхнюю, а   внутри еще кукла такая же матрешка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь  - и увидишь такую же матрешку, только еще меньше, и она раскрывается.

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят ее на память о нашей стране. Суть матрешки остается прежней во все времена – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.

Матрешка ценна не только как милая игрушка. Ее можно использовать как средство всестороннего развития личности ребенка.

Матрешку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Матрешка – старинная русская забава. Она является интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость.

Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрешку, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое.

Простое складывание и раскладывание усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем  двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Ребенок учиться таким понятиям, как большая – маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы.

Нужно обратить внимание ребенка на то, во что одета матрешка. Рассмотреть какого цвета платочек, платье. Таким образом,  матрешка помогает изучить цвета.

Матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка.

Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта.

Для того, чтобы  ребенку было интересней и познавательней можно использовать художественное слово: потешки,  песенки  о матрешке.

Мы матрешки, мы кругляшки,

Все мы лаковые, одинаковые,

Как плясать пойдем – только пыль столбом.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички,

Как пойдем плясать и петь, вам за нами не успеть.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут – всех матрешками зовут.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрешечки румяные.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась, больше всех перепугалась.

Далее предложите малышу раскрасить матрешку, нарисованную на бумаге. Используя для этого яркие, сочные краски – гуашь. Дети эмоционально воспринимают и передают цвет, форму, роспись.

Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Книга в жизни ребенка»

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге....

Консультация для воспитателей «Планирование работы по теме «Игра в жизни ребенка»

Тема: «Игра в жизни ребенка (планирование в соответствии с ФГТ)».   Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания д...

Консультация для родителей «Русская матрешка в жизни ребенка».

Консультация для родителей на тему: «Русская матрешка в жизни ребенка»....

Консультация на тему «Игра в жизни ребенка».

Консультация для педагогов и родителей на тему «Игра в жизни ребенка»....

Консультации на тему "танец в жизни ребенка"

Консультации на тему "танец в жизни ребенка"...