Консультация для родителей «Русская матрешка в жизни ребенка».
материал для подготовки к егэ (гиа, средняя группа)
Консультация для родителей на тему: «Русская матрешка в жизни ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 397.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад№6 «Лукоморье»
Консультация для родителей
«Русская матрешка в жизни ребенка».
Подготовила: воспитатель
Алагирова И.В.
г.Нефтеюганск 2022г
В последнее время матрешка стала модным сувениром. Красиво
расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный
символ России, как типичный русский сувенир. За этим увлечением мы
забыли, что матрешка не только украшение или сувенир, но что она прежде
всего игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее
педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие.
Это замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у
русских педагогов и рассматривалась как классический, дидактический
материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью
матрешки можно научить детей выделять разные качества величины,
сравнивать предметы по высоте, цвету, объему. Все это способствует
развитию координации руки и глаз, развивает восприятие и мышление
маленьких детей.
Но, чтобы матрешка имела развивающий эффект недостаточно ее
приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные
свойства и научить малыша играть с ней. Мы хотим вам предложить
возможные варианты игры с матрешкой, в которые вы можете поиграть с
вашим ребенком. Для этого вам понадобиться многоместная матрешка
включающая 9 предметов. При его отсутствии можно использовать 2 набора
обычных пятиместных матрешек. Пригодятся также палочки, кружочки или
кубики разной величины.
Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее
главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и
сюрпризным. Например, так: усевшись за столик вместе с ребенком, вы
достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: «Посмотри, какая
красавица к нам пришла! Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие
щечки…» Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно
говорите: «Что-то она тяжелая, и гремит, может там что-то есть внутри?
Давайте посмотрим!» Открывая матрешку, вы вместе с малышом
произносите слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!» Процесс
открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и
любопытство ребенка.
Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно
удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив
две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите какая
выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у
большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру
разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке
еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка, матрешка-откройся
немножко») пускай появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все
матрешки не выйдут.
Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая
матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на
целую голову. После такого знакомства начинается игра в «детский сад».
Объясните малышу, что матрешка, как и дети, ходит в детский сад, но только
большие идут в старшую группу, а маленькие в младшую. Отгородите место
на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите
ребенку отвести каждую матрешку в подходящую группу, а какую, пусть
решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и
спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие
группы, подведите итог (все большие матрешки попали в старшую группу, а
– ростом поменьше в младшую). Они еще маленькие, вот подрастут и пойдут
в старшую группу.
«А теперь отправим наших подружек на прогулку, - предлагаете вы. Пусть
старшие поведут своих подружек из младшей группы». Попросите ребенка
сначала построить по росту старших матрешек, а затем для каждой старшей
матрешки найдите соответствующую пару в младшей группе. Предложите
ребенку взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и
найти ей подходящую пару – самую большую среди маленьких. Когда он
выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрешек
гулять (на другой край стола, где у вас будет детская площадка). Первая пара
уже пошла гулять, нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторую по
величине матрешку в старшей и младшей группах. Когда все пары будут
готовы, матрешки начинают гулять, прыгать. Петь и т.д.
На прогулке можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки пусть
попросят более больших спрятать их, а остальные ищут пропавших
подружек. Убедитесь вместе с ребенком, что в матрешке может спрятаться
только та. Что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.
После прогулки матрешки с помощью малыша опять выстраиваются парами
и возвращаются в «детский сад», где их зовут измерять рост. В качестве
ростомера используйте, к примеру, пирамидку с одним колечком, которое
свободно перемещается по стержню. Пусть ребенок ставит матрешку на
ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами
колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно
использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом
каждой матрешки. Почаще спрашивайте ребенка, какая из них самая
высокая, какая чуть-чуть поменьше, какая намного меньше, где самая
маленькая и др.
Затем наступает время обедать. Вы достаете набор тарелок – кружочков
разной величины – в соответствии с количеством матрешек и предлагает
ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для
самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т.д. Здесь
уместны разные шутки – например, маленькая матрешка захотела поесть из тарелки, а большая. Жалуется на отсутствие аппетита, предпочитает
маленькую порцию.
Возле одной тарелки могут оказаться сразу три матрешки, а кто из них может
забрать себе две порции. В конце концов, вы вместе с малышом все же
наводите вместе порядок и каждая матрешка съедает свой обед. После обеда,
естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать
бумажные полоски или квадраты разной величины, соответствующие
размерам матрешек. Матрешек опять делят на две группы – старшую и
младшую. Ребенок отводит каждую группу в свою спальню, где выбирают
для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь
опять же матрешки могут покапризничать и показать свой характер. Две из
них могут поспорить из- за одного места, а большая захочет лечь в
маленькую кроватку. Обнаружив вместе с малышом, пустую кроватку,
подскажите ему, что кто-то из матрешек спрятался и что он должен
догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребенок сам
должен определить рост пропавшей матрешки, – из какой она группы, ближе
она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по
росту. Когда он приблизительно определит рост исчезнувшей матрешки, она
вдруг появится и извинится за непослушание.
Проснувшись, матрешки опять выстраиваются и отправляются парами на
прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.
Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары
одинаковых матрешек из каждого набора. В этом случае ребенок должен
найти для каждой матрешки подругу того же роста. Перемешайте оба набора
матрешек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени
каждой матрешки, просите ребенка найти ей пару. Сначала он будет
сравнивать с помощью рук, а потом научиться делать это на глаз. Вы можете
придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрешки, с одной
стороны, похожи, что они «родственники» или подружки, а с другой, что они
разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться,
мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а
младшие демонстрировать свою неопытность и наивность.)
После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока
малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная
игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней
интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы
должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и
озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий.
Именно они должны вызвать у малышей интерес к игре и вовлечь его в
воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и
почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он
может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий
вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрёшечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным
хозяином.
В какие еще игры можно поиграть с матрешками?
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки.
Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий
этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две
половинки не совпадают. Придумайте разные задания, стимулирующие
ребенка вкладывать одну матрешку в другую, например, маленькая
матрешка просит большую ее спрятать.
2. Выстраивайте матрешку по росту (как по возрастанию, так и по
убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти
гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке, чтобы не было
обидно. Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту –
«забудьте» одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место
строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими
предметами (пирамидкой, и другими игрушками) и рассортировать их
на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок несколько
ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие
ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку
расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от
пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам
матрешки. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не
забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4.Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но
разных расцветок) и попросите ребенка их рассортировать или
выстроить парами.
5.В игре под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую
большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
6.Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным
или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на
пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
7. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить
круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите
ребенка расставить матрешек по местам.
8.Разложите внутри матрешек ягодки разных размеров (картонные
кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно
написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же
горошинок.
9.Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек.
Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с
обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет
обыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской
площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на «старший младший», в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения
нескольких семей.
10.В отсутствие ребенка расставьте матрешек в комнате, на видных
местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите
их отыскать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: « Матрешка в жизни ребенка»
Совершенно незаслуженно остается забытой яркая интересная детская игрушка - матрешка, любовно выточенная из настоящей живой древесины и раскрашенная добрыми руками художников....
Консультация для родителей "Русская народная сказка в жизни дошкольника"
Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, где сказки играют не последнюю роль....
Консультация для родителей «Русская народная сказка в жизни дошкольника»
Нравственное развитие ребенка начинается с семьи. Огромную роль играет раннее приобщение ребенка к миру народной культуры, литературы. С помощью сказки дети знак...
Консультация для родителей "Русская матрешка как потенциал развития ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Русская народная игрушка в жизни ребенка"
Консультация для родителей "Русская народная игрушка в жизни ребенка"...
Консультация для родителей. Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребенка.
quot;Кто не знает своего прошлого- тот не имеет будущего".(Гласит народная мудрость).Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного нар...
Консультация для родителей: "Русские матрешки-история создания"
В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их в яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году...