Проект «Играем дома», «Психолого – педагогическое сопровождение семей воспитанников, имеющих трудности в усвоении образовательной программы своего возраста».
консультация (старшая группа)
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание собственных детей (ст.44 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Создание единого коррекционного поля в стенах дошкольного учреждения и в домашних условиях будет способствовать решению задачи развития когнитивной, интеллектуальной сферы детей испытывающих трудности в усвоении образовательной программы своего возраста.
Проект направлен на:
- Усовершенствование модели психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и детей группы «норма», испытывающих трудности в усвоении образовательной программы.
- Повышение психолого – педагогических знаний родителей по вопросу развития когнитивной сферы своих детей.
- Ознакомление родителей с игровыми упражнениями, методами и приемами способствующими развитию когнитивной сферы детей, а так же, использование, для этой цели, подручных материалов домашней обстановки в игровых заданиях и упражнениях.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети и их родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_doma.doc | 198 КБ |
igry_doma.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 490 комбинированного вида» 🖂 630089 г. Новосибирск ул. Федосеева, 1а тел: (383) 267-08-27. III Открытый городской конкурс профессионального мастерства и новаторских достиженийв области образования «Педагогические таланты» Номинация«Лучший проект» Проект «Играем дома», «Психолого – педагогическое сопровождение семей воспитанников, имеющих трудности в усвоении образовательной программы своего возраста». Новосибирск 2019г Содержание
5.1.Задачи работы с родителями: 5.2. принципы взаимодействия с родителями………………………..7 5.3. формы, методы, приемы для реализации поставленных задач . ………………………………………………….8
достижения поставленных цели и задач…………………………….9
Приложение 1 –Презентация «Развитие когнитивной сферы» Приложение 1 (1) –речь выступления к презентации «Развитие когнитивной сферы дошкольников». Приложение 2 – Бланк «Домашнее тестирование». Приложение 2 (2) – Задание на дом Приложение 2 (3) – Самопроверка родителями своих представлений об умениях своего ребенка Приложение 3–фотоотчет о проведении мастер - класса с родителями «Развиваемся в игре» Приложение 4 – Презентация для родителей «Игры дома». |
1.Аннотация проекта.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание собственных детей (ст.44 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Создание единого коррекционного поля в стенах дошкольного учреждения и в домашних условиях будет способствовать решению задачи развития когнитивной, интеллектуальной сферы детей испытывающих трудности в усвоении образовательной программы своего возраста.
Проект направлен на:
- Усовершенствование модели психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и детей группы «норма», испытывающих трудности в усвоении образовательной программы.
- Повышение психолого – педагогических знаний родителей по вопросу развития когнитивной сферы своих детей.
- Ознакомление родителей с игровыми упражнениями, методами и приемами способствующими развитию когнитивной сферы детей, а так же, использование, для этой цели, подручных материалов домашней обстановки в игровых заданиях и упражнениях.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети и их родители.
2. Описание учреждения.
Открыто в 1989 году «Новосибирским заводом имени Коминтерна». Передано в муниципальное пользование 01.04.2003г, зарегистрировано Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска Новосибирской области 01.04.2003, основной государственный регистрационный № 1035401922698, как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 490 комбинированного вида. В 2009 году переименовано в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 490 комбинированного вида", 2012 году переименовано в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 490 комбинированного вида"
В детском саду имеется: 13 оборудованных для воспитательно - образовательного процесса групп, «Зимний сад» (2 холлах), физкультурный зал, бассейн, музыкальный зал, педкабинет, кабинет учителя – логопеда, педагога – психолога, медицинский кабинет (4 помещения), кабинет социализации для проведения практических занятий.
Место нахождения Учреждения:
630089, г.Новосибирск, ул. Федосеева, 1а
тел: (383) 267-08-27.
- Актуальность.
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование получило статус уровня общего образования, субъектами которого являются наряду со специалистами, и родители (законные представители), которые заинтересованы в положительной динамике развития своих детей. Современные родители обладают определенными знаниями по вопросам воспитания и развития своих детей, но эти знания носят мозаичный характер, так как в потоке информации, которую можно без труда получить из интернета, легко запутаться человеку далекому от педагогики и психологии. Отсюда вытекает актуальная задача – систематизации информации для родителей по конкретным вопросам развития ребенка, а именно, по вопросу развития когнитивной сферы – таких познавательных психических процессов, как память, внимание, операции и формы мышления, которые являются основополагающими для дальнейшего успешного школьного обучения.
- Постановка проблемы.
Школьные психологи отмечают, что одной из причин школьных трудностей детей-первоклассников с ОВЗ является не интеллектуальная недостаточность (интеллект сохранен), а нарушения умственной работоспособности детей:
- развитие операций мышления не соответствует возрасту (ребенок не справляется с заданиями);
- очень часто ребенок не высиживает время занятия;
- темп выполнения заданий очень медленный;
- ребенок быстро утомляется, отвлекается и «выпадает» из хода занятий.
Ответ на вопрос: «почему?» следует искать как в соматической сфере - ММД, ЗПР, неравномерность развития психических функций, хронические заболевания, так и в социальной сфере развития ребенка - психическая депривация, педагогическая запущенность. Независимо от причины, порождающей нарушение в развитии, ребенок испытывает чувство неуспешности – получает отрицательные эмоции, так как у него «не получается»; отсутствуют положительные эмоции от занятия, потому что нет чувства интереса и удовольствия от предлагаемой ему деятельности. Этот момент влечет за собой негативные процессы в развитии внимания, которое, вообще не получает мотивации развиваться: «У меня не получается, я не хочу слушать, делать и доделывать, потому что, все равно не получится!» Цепочка идет дальше: «только у меня не получается, я хуже всех» - страдает самооценка и положительное самовосприятие. В итоге мы наблюдаем реакции агрессии, негативизма или закомплексованности, избегание общения, как с детьми, так и с взрослыми, в зависимости от характерологических особенностей ребенка.
Особую категорию детей с ОВЗ, составляют дети со статусом ЗПР. Задержка психического развития – это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора. С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители часто не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, чуть позднее начал манипулировать с предметами, чуть позднее начал произносить слова. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Еще раз хочется подчеркнуть: причины нарушений развития детей являются не только психологической проблемой, но и проблемой социальной: испытываемая ребенком неуспешность в усвоении дошкольной программы, повлечет за собой проблемы социализации – положительное самовосприятие себя, как успешной личности в настоящем, а в дальнейшем – в школьном социуме. Отсюда вытекает следующая важная задача работы с детьми – создание условий для переживания ребенком чувства успешности.
А задачей взрослого, сопровождающего ребенка в его процессе развития – заметить и похвалить не только за достижение конечного результата, а за реакции более важные, но не столь заметные – проявление активности: желание ответить на вопрос, за выполнение задания, пусть некачественное, и, просто, за участие в занятии.
Чувство успешности, переживаемое ребенка зависит как от него самого, так и от взрослого, способного увидеть любое достижение –продуктивное или же поведенческое, поддержать, похвалить, положительно оценить.
Осуществляя консультативную работу с родителями детей с психофизическими отклонениями в развитии, важно ориентировать родителей на создание оптимальных условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком, так как именно родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-психологического процесса. «Повернуть» родителей лицом к проблемам своих детей, мотивировать их на активное, а не формальное участие в коррекционной работе – один из ключевых моментов, который необходимо решить для достижения как можно более высокой положительной динамики развития наших воспитанников. Совместная деятельность с мамой, папой вызывает у ребенка массу положительных эмоций: побуждает к дальнейшему развитию, как в плане приобретения необходимых умений, так и в плане психологической коррекции сознания – формирования адекватной самооценки, положительного восприятия собственного «Я».
Отсутствие компетентности проявляется в неумении мотивировать ребенка заниматься в домашних условиях. Свое «бессилие» родители объясняют:
- «особенностями» ребенка: «он у меня такой»;
- снисходительной попустительностью: «не хочет он со мной заниматься»;
- ссылкой на свою занятость, отсутствием времени.
Данные проблемы определяют круг задач, стоящих перед коллективом ДОУ, требующих разрешения:
- проинформировать родителей об актуальном уровне развития их ребенка и, создать для родителя ситуацию личного участия в процессе диагностики;
- поднимать самооценку родителя, уверенность в своем праве – руководить, спокойно требовать от ребенка выполнения определенных действий; занять ведущую роль в субъектных отношениях со своим ребенком;
- создать ситуацию осознания родителем важности дошкольного периода развития ребенка, сензитивности этого периода для любых форм коррекции.
5. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: создание условий для развития детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы посредством привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей деятельности.
5.1.Задачи педагога - психолога в работе с родителями:
- Мотивировать родителей к созданию развивающей среды и применению системы развивающих игр и упражнений в домашних условиях.
- Предоставить родителям систему поэтапного развития когнитивной и речевой сферы ребенка посредством игровой деятельности.
- Создать информационно-коммуникативную среду между узкими специалистами и родителями через проведение практических семинаров, игровых тренингов и мастер-классов.
5.2.Принципы взаимодействия с родителями:
- открытость,
- сотрудничество,
- единство подходов для создания активной развивающей среды, обеспечивающей развитие личности ребенка в семье и детском коллективе,
- систематическая обратная связь от родителя к психологу, от психолога – к родителю, по поводу обмена информацией о динамике развития ребенка.
5.3.Формы, методы, приемы для реализации поставленных задач в работе с родителями.
№ п/п | методы и приемы, мероприятия | цель | ответственный |
1 | Мастер – класс. | обучение как форма психолого– педагогического сопровождения родителей | педагог-психолог, |
2 | «Домашнее тестирование». | самопроверка собственных представлений о знаниях и умениях собственного ребенка; тестирование ребенка с целью выявления его актуальных умений, уровня развития когнитивной сферы | педагог- психолог, родители. |
3 | Бланк наблюдения. | обратить внимание родителей на особенности поведения собственного ребенка при выполнении домашнего задания. | Педагог-психолог, родители. |
4 | Презентации | Практическое руководство родителям по проведению развивающих игр дома | Педагог - психолог |
5 | Консультирование В индивидуальном формате | Совместное с родителем обсуждение индивидуального маршрута развития ребенка. | Педагог – психолог, учитель - логопед. |
6 | Беседа, обсуждение, «Круглый стол» подгрупповая форма организации | Отслеживание психологом и родителями динамики развития ребенка. | Педагог – психолог, родители. |
7 | Буклет, памятки, презентации | Ознакомление с практическими приемами поэтапного развития когнитивной сферы детей | Педагог – психолог, учитель - логопед. |
6.Описание проекта.
Содержанием проекта является:
- Психолого – педагогическое сопровождение семей, дети которых испытывают трудности в усвоении образовательной программы своего возраста.
- Мотивирование родителей на активное участие в коррекционно – развивающем процессе.
- Формирование родительских компетенций.
Педагог - психолог ДОУ является стороной «консультирующей» и «помогающей»; родители – стороной «поддерживающей», «исполняющей».
Сотрудничество строится на основе взаимного обсуждения, анализа динамики развития ребенка; нахождения единых приемов и техник развития ребенка.
По продолжительности – проект долгосрочный; от года и более.
По доминирующей в проекте деятельности «Играем дома» -
практико- ориентированный проект.
По предметно – содержательной области – интегративный, включает в себя все образовательные области развития.
По характеру координации – непосредственный: дети посещают занятия педагога – психолога, продолжают заниматься с родителями дома.
Занятия проводятся два раза в неделю – с педагогом – психологом, в формате подгрупповых и индивидуальных занятий; один-два раза в неделю – в выходные дни с родителями, дома. Продолжительность зависит от интереса и включенности ребенка в деятельность от 20 минут и более.
7. Этапы реализации проекта.
I этап – аналитический. Подготовительный.
Срок реализации: сентябрь 2019 г.
№ п/п | Мероприятия | место проведения | сроки | ответственный |
1. | Планирование форм проведения мероприятия для родителей | Кабинет педагога – психолога. | До 20 сентября | Педагог-психолог, |
2. | Ознакомление с литературой, подбор эффективных форм и методов работы с родителями и детьми | Кабинет педагога– психолога. | До 1 октября | Педагог - психолог |
3. | 1.Подготовка информационных материалов для родителей – буклет, памятка, презентация 2.Анкетирование родителей на предмет выявления их осведомленности «Что такое «Когнитивная сфера?» | Кабинет педагога – психолога Группа | До 1 октября | Педагог-психолог, Воспитатели |
4. | Диагностика познавательной сферы детей, оформление результатов в «листе актуального уровня развития ребенка», для родителей | Кабинет педагога – психолога | До 1 октября | Педагог - психолог |
5. | Беседы с воспитателями об особенностях развития детей группы, обсуждение выявленных трудностей. Анкетирование воспитателей. | Группа | До 1 октября | Педагог – психолог, воспитатели |
6. | Наблюдение детей в непосредственной деятельности | Группа | До 1 октября | Педагог – психолог |
7. | Индивидуальная консультация для родителей по итогам мониторинга. | Кабинет педагога- психолога. | До 1 октября | Педагог – психолог |
8. | Составление плана подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми | Кабинет педагога– психолога. | До 1 октября | Педагог – психолог |
9. | Разработка алгоритма взаимодействия участников проекта | Кабинет педагога– психолога. | До 1 октября | Педагог – психолог |
10. | Укрепление материально – технической базы | Кабинет педагога–психолога. | До 1 октября | Заведующая ДОУ |
II ЭТАП – Основной. Формирующий.
Сроки: октябрь 2019 - апрель 2020.
Продолжительность – в зависимости от динамики развития ребенка.
№ п/п | мероприятие | цель | место проведения | Сроки | ответственный |
1. | Семинар–презентация проекта «Играем дома» для родителей. 1.Презентация «Развитие когнитивной сферы» (приложение 1) 2.Домашнее задание. (приложение 2) Бланк «Домашнее тестирование» для родителей (приложение 2 (2) Задание на дом для родительского тестирования ребенка (приложение 2 (3) с продолжением Самопроверка родительских представлений об умениях ребенка) | 1.Проинформировать родителей о проекте, его целях, задачах. Познакомить с базовыми составляющими когнитивной сферы. 2.Мотивировать родителей на активное включение в коррекционный процесс; повышать родительские компетенции в вопросах развития собственных детей. | Музыкальный зал | До 2 октября | Педагог-психолог |
2 | Мастер класс «Развиваемся в игре» (приложение 3 – фотоотчет) Презентация игр и упражнений для развития когнитивной сферы у детей в домашних условиях, в электронном виде (приложение 4) | Практическое проигрывание некоторых упражнений направленных на развитие познавательных психических процессов (см.приложение 4) | Музыкальный зал | До 10 октября | Педагог – психолог |
3 | Индивидуальные консультации, беседы, обсуждения с родителями. | Совместное с родителями отслеживание динамики развития детей. | Кабинет педагога психолога | На протяжении года, согласно расписанию деятельности педагога-психолога. | Педагог - психолог |
4 | Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми | Развитие психических процессов, коммуникативной, эмоционально – волевой сферы детей | Группа Кабинет педагога психолога | На протяжении года, согласно расписанию деятельности педагога-психолога. | Педагог психолог |
5 | «Круглый стол» использование техник: метафорические карты, элементы куклотерапии | 1.Диагностика и коррекция детско-родительских отношений 2.Развитие родительской рефлексии: «что я делаю не так…» | Группа кабинет педагога психолога | На протяжении года, согласно расписанию деятельности педагога-психолога. | Педагог психолог |
6 | Промежуточный мониторинг | Отслеживание динамики развития детей | Кабинет педагога психолога | Январь и май 2020г. | Педагог - психолог |
7 | Корректировка планов работы по результатам мониторинга | Отслеживание развития детей; вариативность применения методик направленных на достижение результата | Кабинет педагога психолога | На протяжении года, согласно расписанию деятельности педагога-психолога. | Педагог психолог |
8 | Презентация для родителей «Игры дома» по проведению домашних занятий (приложение 4) | Поэтапное, методическое руководство проведения заданий и упражнений с детьми в выходные дни. Помочь родителям сориентироваться в информации направленной на развитие ребенка. Мотивировать их на занятия с ребенком дома, повернуть «лицом» к развитию своего ребенка. | Кабинет педагога – психолога | Декабрь | Педагог психолог |
III ЭТАП - заключительный( май 2020 года).
№ п/п | Мероприятие | цель | сроки | Ответственный |
1 | Наблюдение поведения детей в процессе совместной деятельности | Отслеживание изменения таких моментов в процессе организованной деятельности, как активность, интерес к занятию, временные рамки внимания | май | Педагог-психолог |
2 | Беседа. Педагогический мониторинг. | Отслеживание динамики изменения активности детей в процессе совместной деятельности | Май | Педагог – психолог Воспитатели |
3 | Консультации, беседы, обсуждения с родителями. | Отслеживание уровня овладения ООП ДО и повышения познавательной активности воспитанников в совместной деятельности с родителями. | Май | Педагог-психолог Родители |
4 | Тренинг – саморефлексии для детей: «Что я умею, что могу». | Формирование позитивной я-концепции, положительного восприятия – «Я»; адекватной самооценки. | Май | Педагог - психолог |
8. Планируемые результаты в работе с детьми.
сфера развития | результат | реализация в умениях и навыках |
Произвольность психических процессов. Внимание | 1.Самостоятельность в выполнении задания 2.Умеет действовать по образцу и плану, заданному взрослым 3.Сосредоточен, концентрирован при выполнении задания | 1.Удерживает в уме учебную задачу, последовательно и поэтапно выполняет цепочку действий 2.Контролирует свою деятельность 3.Добивается результата, доводит дело до конца. |
Развитие мышления | 1.Положительная динамика развития наглядно образного мышления 2.Положительная динамика развития начального уровня логического мышления | 1.1.Выделяет свойства и качества предметов; 1.2.Классифицирует по заданному признаку; 1.3.Обобщает, используя родовые понятия; 2.1.Устанавливает связи между объектами по сходству и различию; 2.2.Устанавливает и объясняет причинно – следственные связи между объектами. 2.3.Замечает нелепицы и объясняет их суть |
Развитие речи | 1.Понимание смысла текста и простых понятий | 1.1.Умеет ответить на вопросы по содержанию текста 1.2.Умение продолжить предложение, придумать ассоциацию на заданное слово |
Развитие памяти | 1.Возрастной уровень развития объема кратковременной зрительной и слуховой памяти | 1.1.Запоминает и воспроизводит до 7 картинок, слов. |
Мелкая моторика | 1.Способен к сложной деятельности – письму и рисованию | 1.1.Обводит контуры 1.2.Разукрашивает карандашом, не выходя за контур 1.3.Передает в рисунке контуры предметов |
Познавательная активность | 1.Проявляет интерес к темам занятий | 1.1.Выдерживает время занятий 1.2.Включон в ход занятий 1.3.Часто хочет ответить на вопросы педагога |
Поведенческая саморегуляция Отношение к себе | 1.Контролирует свое эмоциональное состояние и двигательные потребности во время занятий; 2.Положительная самооценка | 1.1.Подчиняется правилам в режимных моментах и организованной деятельности; 1.2.Чувствует свою успешность; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. |
9.Планируемые результаты в работе с родителями.
- Включение родителей в коррекционный процесс.
- Повышение уверенности, осознание своей роли первого наставника и педагога своего ребенка
- Повышение педагогической грамотности
- Расширение психологического кругозора.
10.Промежуточные продукты реализуемого проекта (с сентября 2019 по ноябрь 2019 гг.).
1.Созданы буклеты, памятки, обучающие презентации.
2. В коррекционный процесс вовлечены 7 родителей (из 14) детей с низким уровнем развития познавательной сферы.
3. Налажена регулярная обратная связь по обмену информацией между воспитателями, педагогом – психологом и родителями.
11. Прогнозируемые конечные результаты.
Результаты эффективности проекта оцениваются через систему мониторинга (педагогического, психологического, а так же в ходе бесед с родителями), позволяющую выявить динамику достижений ребенка.
Результатом коррекционной работы является:
- для детей: достижение ребёнком с ОВЗ полноценного, успешного освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии; социально-коммуникативное развитие детей, их позитивная социализация; развитая познавательная активность, любознательность как предпосылки к учебной деятельности в школе;
- родителей: повышение своей педагогической компетенции; включенность в партнерские отношения со специалистами ДОУ в вопросах воспитания и развития своего ребенка; активное участие в семинарах,
мастер – классах, проводимых педагогом - психологом ДОУ повышение удовлетворенности качеством образовательной деятельности ДОУ; формирование единого образовательного пространства «семья - детский сад»;
- педагогов: усовершенствование системы взаимоотношений с семьями воспитанников, получение регулярной обратной связи от родителей (законных представителей), обмен информацией, обсуждение с родителями ньюансов развития детей.
12. Практическая значимость результатов.
Проект может быть рекомендован для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций города Новосибирска, ставящих перед собой цель по обновлению и усовершенствованию системы взаимодействия специалистов детского сада и семей воспитанников, педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, а также детей, испытывающих сложности в освоении образовательной программы ДОУ.
13. Критерии и показатели эффективности реализации проекта.
Эффективность реализации проекта происходит посредством оценки полученных промежуточных и итоговых результатов по трем направлениям:
специалисты ДОУ: рост профессиональной компетентности;
дети: стабильная положительная динамика овладения детьми образовательной программы ДОУ; коррекция личностной сферы, адекватная самооценка, положительное восприятие себя, уверенность, познавательная активность;
родители: рост педагогической грамотности и активности родителей;
формирование субъект-субъектных отношений с собственными детьми; формирование авторитета в глазах детей как первых помощников, наставников.
Контроль за реализацией Проекта осуществляется заведующим, старшим воспитателем.
Основными средствами контроля являются наблюдение, анкетирование, позволяющие объективно оценить эффекты реализации проекта.
14. Ресурсы проекта.
Смета на 2 года.
Вид расходов | Всего (руб.) | Имеющиеся средства (руб.) | Требуемые средства (руб.) |
Оборудование (ТСО) | |||
Компьютер | 40000 | 40000 | - |
Цветной принтер | 10500 | 10500 | - |
Видеопроектор | 18000 | 18000 | - |
Ламинатор | 4500 | 4500 | - |
Брошюратор | 2000 | 2000 | - |
Всего: | 75000 | 75000 | 0 |
Семинары, лекции, круглые столы, мастер-классы | |||
Маркеры и др канцтовары | 1000 | 0 | 1000 |
Библиотечный фонд | 3000 | 2000 | 1000 |
Всего: | 4000 | 2000 | 2000 |
Преобразование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды | |||
Дидактические игры, альбомы, наглядные пособия | 10000 | 5000 | 5000 |
Наборы магнитов и маркеров в группах и в кабинетах | 1000 | 1000 | 0 |
Ватман, цветная бумага, цветной картон, клей, бросовый и природный материал для поделок, пластилин,бумага для рисования, карандаши и фломастеры, листы для ламинирования. | 2700 | 1000 | 1700 |
Всего: | 13700 | 7000 | 6700 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 92700 | 84000 | 8700 |
14. Перечень источников.
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
3. Т.А. Шорыгина. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014
4 Е. А. Алябьева. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015
5. О. А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
7. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008
8. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
9. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
10. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной
организации и семьи : учеб. пособие для академического
бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ;
под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
11. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы
взаимодействия воспитателя с родителями
(лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич,
Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. :
Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
Глоссарий:
ОВЗ – особые возможности здоровья
ЗПР – задержка психического развития
ММД – минимальная мозговая дисфункция.
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ - ТОЧНОСТЬ И КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ. 2. РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ - ПРОЦЕССЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ; ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ. 3. РАЗВИВАТЬ ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЮ. 4. РАЗВИВАТЬ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ - УМЕНИЕ РАССУЖДАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВНИМАНИЕ, ВОЛЕВАЯ СФЕРА , САМОКОНТРОЛЬ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РЕБЕНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ :
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ: 1. НАСТРОЙ РЕБЕНКА: «МЫ СЕЙЧАС БУДЕМ ИГРАТЬ!» 2. ЗАМОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА: «ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ ТЫ ПОЛУЧИШЬ ПРИЗ… (ИЛИ, МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ…)» 3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ! В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ! 4. ТЕРПЕНИЕ и ВЫДЕРЖКА НЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА БОЛЬШЕ ТОГО, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН, ОТТАЛКИВАТЬСЯ ОТ АКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПЕРЕХОДИТЬ К НОВЫМ ЗАДАНИЯМ ПОСЛЕ ТОГО, КАК УСВОЕНЫ ПРЕЖНИЕ ПОМНИТЬ: «ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ!» 5. ПОХВАЛА, ПОДДЕРЖКА ЛЮБОМУ, ДАЖЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМУ ДОСТИЖЕНИЮ 6. НАСТРОЙКА НА ДОСТИЖЕНИЯ – «У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ ХОРОШО! В СЛЕДУЩИЙ РАЗ ПОЛУЧИТСЯ ЕЩЕ ЛУЧШЕ! ТЫ ЖЕ УЧИШЬСЯ!»
РАЗВИВАЕМ МОТОРИКУ ЦЕЛЬ: 1.Развиваем точность и координацию движений; следим за правилами пользования карандашами (правильный захват), закрашиваем не выходя за контур. 2.Тренируем волевую сферу – контроль за точностью выполнения инструкции 3.Воспитываем самоконтроль, память – навык запоминания последовательности действий, умение держать в уме учебную задачу. ЗАДАНИЯ: 1.Обведи ежика по пунктирным линиям. 2.Черным карандашом закрась лапки, хвостик и носик у ежика, а коричневым – иголки. 3.Помоги ежику дойти до мишки. Поставь карандаш на начало дорожки, не отрывая, проведи линию по середине, не задевая края дороги. 4.Ежик добежал до грибка. Проведи прямые линии слева-направо, сделай грибок полосатым. 5.Ежик дошел до мишки, принес грибок. Обведи мишку по контуру. Выбери карандаши и раскрась мишку, не выходи за контур .
РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ ЦЕЛЬ: 1.УПРАЖНЯЕМ ПРОЦЕССЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ. 2.ЗАКРЕПЛЯЕМ НАЗВАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОСУДЫ. 3.РАЗВИВАЕМ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЗАКРЕПЛЯЕМ ОБОБЩАЮЩЕЕ «ПОСУДА». Рекомендация: если ребенок плохо запоминает, начните с 3-х предметов. ЗАДАНИЕ 1 1.Назови предметы. Как назвать их все одним словом? Для чего нужна посуда? 2.Запомни последовательность: первый- чайник. Что после чайника? И т.д. 3.Отвернись и назови последовательность, как стояла посуда ЗАДАНИЕ 2 1. Поменяйте местами предметы. 2. Вопрос: «Что изменилось? Пусть ребенок поставит предметы в прежней последовательности. На последующих занятиях увеличивайте количество предметов, используйте любые предметы.
«Повторяй-ка » Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики. Материал : карандаш, бумага. Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же. Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д. Усложняем: постройте дом из кубиков: основание - куб, стены - кубики разного цвета, призма - крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же. « Припоминалки » Цель: формирование наглядно-образного мышления. Материал : призы. 1 Вариант Как играем: в такую игру надо играть вечером. Пусть ребенок вспомнит, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем. Следите за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с одного события на другое. Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?». 2 Вариант Вы собрались семьей обсудить завтрашний день — пусть ребенок примет участие в этом. Он научится планировать свои действия и запоминать их — так называемое прогнозированное запоминание. Закрепляем: в такую игру можно играть в конце каждого дня. Играть можно и всей семьей. Кто больше всех наберет фишек, тот и победил. Усложняем: спрашивать ребенка, что было вчера утром, днем, вечером.
РАЗВИВАЯ ПАМЯТЬ, МЫ РАЗВИВАЕМ ДРУГИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:ОПЕРАЦИИ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЕ, А ТАК ЖЕ ВОЛЕВУЮ СФЕРУ! Картинка 1 Картинка 1 Картинка 2 ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО » (картинки 1, 2) ЦЕЛЬ : 1.РАЗВИВАЕМ ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ; 2.КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ ; 3.РАЗВИВАЕМ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЗАКРЕПЛЯЕМ ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ» ЗАДАНИЕ1: НАЗОВИ ФРУКТЫ И ОВОЩИ КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ НА СТОЛЕ. ПОСТАРАЙСЯ ЗАПОМНИТЬ. КОГДА ТЫ ОТВЕРНЕШЬСЯ, Я УБЕРУ ОДИН ИЗ НИХ И ТЫ ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧЕГО НЕ СТАЛО . А ТЕПЕРЬ ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «НАОБОРОТ!» ПУСТЬ РЕБЕНОК УБИРАЕТ ОВОЩЬ, А ВЫ УГАДЫВАЙТЕ, «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» ЭТОТ ПРИЕМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ДЕТЯМ И ПРИНОСИТ УДОВОЛЬСТВИЕ. ИНТЕРЕС И КУЧУ ПОЛЬЗЫ: РАЗВИВАЕТ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И РОДИТЕЛЕМ! ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ ПОБЫТЬ В РОЛИ ВЗРОСЛОГО, УЧИТЕЛЯ, ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ, РАЗВИВАЕТ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ОСОБЕННО, ЕСЛИ ВЫ НАРОЧНО НЕПРАВИЛЬНО УГАДАЕТЕ СПРЯТАННЫЙ ОВОЩЬ , ПРЕДОСТАВИВ РЕБЕНКУ ПРАВО ВАС ПОПРАВИТЬ. Рекомендация: В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРЯЧТЕ И 2 И ТРИ ОВОЩА, ИЛИ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ С КОТОРЫММИ ВЫ БУДУТЕ ИГРАТЬ В ЭТУ ИГРУ!
ЗАДАНИЕ 2 (картинка 3) ИНСТРУКЦИЯ: ОТДЕЛИ ФРУКТЫ ОТ ОВОЩЕЙ ЦЕЛЬ: ЗНАКОМИМ С ОБОБЩАЮЩИМИ ПОНЯТИЯМИ «ФРУКТЫ», «ОВОЩИ» . Спросите ребенка: «где растут фрукты и овощи. Что можно из них приготовить». ЗАДАНИЕ 3 (картинка 4) ЦЕЛЬ: 1.УЧИМ РЕБЕНКА КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО ВЫДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ ОБЪЕКТА; РАЗВИВАЕМ ОПЕРАЦИЮ МЫШЛЕНИЯ – АБСТРАГИРОВАНИЯ , СРАВНЕНИЕ . 2.РАЗВИВАЕМ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ – УМЕНИЕ РАССУЖДАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ. ВОПРОС: 1.Чем похожи огурец и банан? (длинные) . Какие овощи к ним подходят? (классификация по длине.) ВОПРОС : 2. Чем похожи яблоко и капута? (классификация по форме). Что еще к ним подойдет из овощей? Далее можете классифицировать по размеру, по весу: легче-тяжелее. ИГРА «УГАДАЙ НА ВКУС» (вариант: «УГАДАЙ ЗАПАХ» ЦЕЛЬ: РАЗВИВАЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ВКУС (ЗАПАХ) – ОБРАЗ ОВОЩА. Картинка 3 Картинка 4
ИГРЫ из серии «СДЕЛАЙ ПО ОБРАЗЦУ» ЦЕЛЬ: 1. Развиваем свойства внимания: переключение, концентрацию и сосредоточенность. 2. Учим ребенка последовательности действий – умение видеть ряды вертикальные и горизонтальные. 3. Развиваем ориентировку на листе бумаги – верхний (нижний), правый (левый) угол; рисуем линию вверх – вниз, направо – налево, по диагонали. 4. Закрепляем навыки счета. 5. Развиваем самоконтроль. Волевую сферу. Темп деятельности. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ: 1.Убедитесь, что ваш ребенок различает понятия «ряд вертикальный», «ряд горизонтальный». Если нет, то – сделайте атрибут как на картинке 1. Проговорите цвета горизонтальных рядов. Сосчитайте ряды. Сделайте задание, как показано на картинке 3. ИНСТРУКЦИЯ: ПОЛОЖИ НА ПЕРВУЮ КЛЕТКУ ВЕРХНЕГО КРАСНОГО РЯДА ОДНУ ПУГОВИЦУ… И Т.Д. 2. Точно так же поработайте с горизонтальными рядами. Картинка 1 Картинка 2 Картинка 3
Картинка 4 Картинка 5 Картинка 6 Картинка 7 ЗАДАНИЕ 1 (Картинка 4) «Расставь по образцу» ЗАДАНИЕ 2 (Картинка 5) Усложненный вариант. Материал: горсть разных пуговиц, но что бы были одинаковые по 2 штуки. ХОД: вы расставляете разные пуговички по клеткам квадрата. Ребенок должен найти такие же пуговицы и поставить их на соответствующее место. ЗАДАНИЕ 3 (Картинка 6 и 7) «Нарисуй дорожку» Рекомендация: ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СЛОЖНОМ РИСУНКЕ – РИСОВАТЬ ДОРОЖКУ В КВАДРАТЕ ИЗ 3-Х ТОЧЕК, УПРОСТИТЕ РИСУНОК. НАПРИМЕР: НАРИСУЙТЕ ПО ТОЧКАМ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ИГРОВОМ ПРИЕМЕ «НАОБОРОТ»! ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ РАССТАВИТЬ ДЛЯ ВАС ПУГОВИЦЫ ИЛИ НАРИСОВАТЬ ДОРОЖКУ. ВАШИ «ОШИБКИ» РАЗВИВАЮТ ВНИМАНИЕ, САМОКОНТРОЛЬ РЕБЕНКА И ДАРЯТ ЕМУ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ!
ИГРАЙТЕ! ИМПРОВИЗИРУЙТЕ!! ДЛЯ ЭТОГО СГОДИТСЯ ВСЕ!!!
ИГРЫ С ЖУРНАЛОМ! ВАРИАНТЫ ИГР : 1. «НАЙДИ СМАЙЛИК НА СТРАНИЦЕ…» ЦЕЛЬ: 1. Учить ребенка отсчитывать страницы. 2. Развивать свойства внимания. Материал: журнал. Приклеить 2-3 смайлика или просто нарисовать неброские, маленькие фигурки) на разные страницы. Инструкция: на второй странице спряталась бабочка, отсчитай страницы, найди на второй странице бабочку. А теперь отсчитай еще четыре страницы и найди цветок, на который хочет сесть бабочка! 2. «НАЙДИ ПРОДУКТЫ» (МЯСНЫЕ, МОЛОЧНЫЕ, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ…) Выясните у ребенка, понимает ли он смысл понятий «мясные продукты» и т.д. Объясните, обсудите с ребенком, какие продукты являются мясными, и почему и т.д. Картинка 1 ИГРА «ОБВЕДИ БУКВУ» ЦЕЛЬ: 1.Развиваем концентрацию и сосредоточенность внимания. 2.Учим буквы. 3.В дальнейшем, делаем задание на время – темп работы. Картинка 2 ИГРА «ЗАЧЕРКНИ ЦИФРУ» ЦЕЛЬ та же самая – развиваем свойства внимания, но учим – цифры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
Проект – современная форма психолого-педагогического сопровождения семьи.
Проект - одна из форм работы с сеьей...
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей леворукого ребенка
Сопровождение леворукого ребенка...
Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников
План мероприятий по ОО...
Индивидуальный план с детьми, имеющими трудности в усвоении образовательной программы.
Личностно-ориентированные технологии, позволяющие составлять воспитательно – образовательную деятельность и индивидуализированную программу по работе с детьми, имеющими...
Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта
Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...