Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей леворукого ребенка
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Содержание
Введение. Актуальность, обоснование необходимости психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Цель, задачи психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Информационный
Диагностический
Консультационный
Календарно-тематический план работы по психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Методы работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Родительское собрание «Правша или левша? Как проверить? Как реагировать?»
Введение. Актуальность, обоснование необходимости ППС семьи, воспитывающей леворукого ребенка
Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути - отражение глубинного, часто неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного, желание заглянуть в зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По - видимому, генетически и исторически это определяет отношение к леворукости не как индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучение, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитие. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, специальные карандаши, левосторонние линейки (нумерация справа налево), левосторонние точилки для карандашей, левосторонние записные книжки и блокноты, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, т.к. есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
В научном мире один из первых серьезных обзоров работ по леворуким принадлежал перу Джексона и был издан в Лондоне в 1905 году. С проблемой леворукости соприкасается проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Особенности функциональной ассиметрии мозга и связанные с этим проблемы леворукости поднимались в исследованиях таких ученых, как Х.Гордон, П. Брок, К. Вернике, Х.Джексон, Х.Килер, С. Спрингер, Г.Дейч; в работах отечественных ученых: М.Безруких, Т.Г.Бетелевой,Н.В.Дубровинской,Д.А. Фарбер,М.Г.Князевой,Н.Н. Богданова, Т. А. Доброхотовой, Н. Н. Брагиной, Э. А. Голубевой, Н.Н.Даниловой.
Актуальность нашей работы в том, что проблема психолого-педагогического сопровождения семьи леворукого ребёнка волнует науку давно и до сих пор не изучена достаточно широко, кроме того, суждения по ней самые противоречивые. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Практически в каждом детском коллективе можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Поэтому, мы считаем необходимым, обратить особое внимание на психолого-педагогическое сопровождение семьи и подготовку к обучению в школе леворукого ребенка. Все дети - разные,
имеет свои индивидуальные особенности развития, а значит, обучение в школе нужно вести с учетом этих особенностей.
Мы убеждены и стараемся убедить родителей, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.
Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать его как свой.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей леворукого ребенка является передача опыта и психолого-педагогических знаний родителям по полноценному развитию и подготовке леворуких детей к обучению в школе с учётом их психофизиологических особенностей.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Осознание (осмысление) ценности семьи родительства в области воспитания, обучения и развития леворукого ребенка;
2. Повышение родительской компетентности в области воспитания и обучения леворукого ребенка;
3. Обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей по проблеме левшевства;
4 Формирование у родителей мотивации на повышение родительской компетентности по вопросам левшевства;
5. Трансляция позитивных образцов родительского воспитания (например, через СМИ).
Программные мероприятия включают в себя несколько этапов:
1. Диагностический этап. В процессе проведения диагностического этапа решаются следующие вопросы: изучение детско-родительских отношений. В своей работе мы использовали методику М.Озьяс «Определение рукости ребенка».
2. Информационный этап включает в себя сведения об информировании родителей по вопросам левшевства. Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого-педагогические конференции с родителями и специалистами по проблеме левшевства.
3.Консультативный этап
Задачи данного направления определяются оказанием консультативной помощи родителям по вопросам левшевства. Формы консультаций могут быть индивидуальными и групповыми.
Методы работы по ППС семьи, воспитывающей леворукого ребенка
1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).
2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).
3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).
ВЫВОД: в 2018-2019 учебном году необходимо уделить особое внимание системе взаимодействия с родительской общественностью. В целях улучшения осведомленности родителей (законных представителей) специалистами центра будет предоставляться родителям сетка индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками ежемесячно для ознакомления.
Продолжить просветительскую работу с родительской общественностью ГБДОУ с целью формирования положительного отношения к леворуким детям.
По результатам работы с родителями в рамках проектной деятельности следует отметить, что удалось улучшить микроклимат в группе, снизить тревожность у некоторых родителей, повысить самооценку и стрессоустойчивость, помочь участникам проекта освоить некоторые способы саморегуляции и в целом стабилизировать эмоциональное состояние родителей леворуким детям.
В ходе анализа системы взаимодействия с родительской общественностью установлен средний уровень посещаемости родительских собраний, консультативных дней, предназначенных для индивидуальной работы с родителями.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что проблема психолого-педагогического сопровождения семьи с леворуким ребенком является актуальной и не до конца изученной.
Как мы выяснили, леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием, какого – либо фактора в развитии леворукости. В любом случае родители леворукого ребенка не должны настороженно, тем более, отрицательно, относиться к леворукости.
Большое влияние в развитии способностей у ребенка оказывает нецелесообразность и пагубность переучивания, так как именно это может стать причиной возникновения неврозов. Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.
Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.
Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу - чувства несостоятельности, неудачи.
Совершенно очевидно, что ни в коей мере нельзя подчеркивать леворукость ребенка и не следует предпринимать никаких попыток что-то изменить. Педагоги и родители прежде всего должны спокойно объяснить ребенку, что это разновидность нормы.
Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных способностях леворуких людей. Считается, что леворукие - дети творческие, эмоциональные.
Главное – помочь родителям и педагогам вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.
Список использованной литературы
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 432с.
2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана – Граф, 2005.- 240 с.: ил.- (Ваш ребенок).
3. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф,
2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).
4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула, 1996. - 79с.
5. Доброхотова Т.А. , Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с.
6. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.
7. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с.
8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.
9. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7.
10. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1976.
11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Подъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 1994.
12. Щербакова Е.В. К вопросу о развитии познавательной активности //ДВ, №10, 1991.
Приложение
Родительское собрание
«Правша или левша? Как проверить? Как реагировать?»
Если определяющим критерием будет «ведущая рука», то всех нас можно разделить на 3 категории: правша, левша, амбидекстр (хорошо владеет обеими руками).
Когда родители понимают, что ребенок – левша, то встает вопрос: переучивать его или нет? И вообще леворукость — это патология или норма?
К сожалению, до сих пор многие переучивают , и лишь единицы не считают это проблемой, не акцентируют на этом столь сильного внимания. Леворукость — не нарушение, а индивидуальная особенность развития ребенка.
Известно, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует, главным образом, противоположное полушарие: у правшей — левое, а у левшей — наоборот: правое
Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
Считается, что к пяти годам уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. В этом же возрасте можно определить ведущую руку.
Существует несколько вариантов определения ведущей руки (рукости). Для определения рукости необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов.
Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то ребенок левша.
Тест определения ведущей руки
Обстановка, в которой проводится тестирование, должна быть спокойной, благожелательной. Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете его рукость. Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги, ручку или карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, сказав, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество работы правой и левой рукой.
Второе задание — открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробков, окрашенных в разные цвета, что исключает случайность в оценке этого теста при повторении действия. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает и закрывает коробку).
Третье задание — раскладывание карточек. Все карточки ребенок должен взять в одну руку, а раскладывать их другой. Ведущая — та рука, которой раскладываются карточки.
Четвертое задание — игра в мяч. Берется небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз.
Пятое задание — соединить 5—6 скрепок в цепочку. Ведущая — та рука, которая действует более активно.
Шестое задание — нанизывание бисера на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активные действия не зависимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов или две-три баночки с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может крутить и крышку, и флакон. Для этой же цели можно использовать круглые пеналы.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура (лучше шелковистого) средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит его).
Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду» и т. п. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.
Десятое задание — нарисовать десять крестиков и стереть их ластиком. Ведущая — более активная рука.
Леворуким считается ребенок, получивший более 6 «плюсов» в графе «Левая рука». Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять его писать правой рукой.
Ребенок - левша — намного отличается от своих сверстников. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но, в то же время им свойственны задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и письмо. Но в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы.
Особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня. При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено. Ручка должна (по возможности) составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим). При письме рука должна быть под линией письма. Бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела к левой руке. Правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости. Свет при письме падает справа.
Как надо вести себя родителям с ребенком-левшой
- Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
- Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
- Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.
- Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, если это вызывает у него сильные затруднения и постоянные неудачи, это снижает уровень самооценки малыша и осложнит обучение в школе.
- Надо исключить из речи выражения по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном тем, что все делает при помощи одной левой руки.
Тест определения ведущей руки
Тесты | Левая рука | Правая рука | Обе руки |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
Вывод |
поливает цветы____________________________________________________
перемещает песок лопаткой _________________________________________
чистит зубы _______________________________________________________
толкает палкой шарик ______________________________________________
достает книги с полки_______________________________________________
открывает замок-молнию____________________________________________
вынимает пробку из ванны ___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях современного ДОУ»
На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка
Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...