Проект – современная форма психолого-педагогического сопровождения семьи.
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект – современная форма психолого-педагогического
сопровождения семьи.
Быстрая Н.В.
педагог-психолог
«Детский сад №203 ОАО «РЖД»
Современное дошкольное учреждение – это сложная и многогранная структура, которую невозможно представить без участия компетентного, коммуникабельного, авторитетного педагога-психолога, с мнением которого считаются все участники образовательного процесса. Учитывая «психолгизацию» образования, введение ФГОС дошкольного образования, актуальной проблемой становится формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей. Эффективным методом формирования такой культуры является проектная деятельность. Одним из таких проектов, позволяющих объединить участников образовательного процесса, является «Тематическая неделя психологии в детском саду».
Неделя психологии – это не просто ряд мероприятий, передающих психологические знания, а интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать ряд актуальных задач.
Изучив запросы всех участников образовательного процесса, определив тематику, мною был разработан краткосрочный проект недели психологии «Ты да я, да мы с тобой».
Цель проекта: формирование представлений о важности психологической науки, как одной из составляющих человекознания.
Задачи:
- Повысить психологическую и коммуникативную культуру участников образовательного процесса.
- Повысить психологическую компетентность детей, родителей, педагогов.
- Повысить уровень доверия между всеми участниками проекта.
- Создать единое эмоционально положительное пространство.
Проведению тематической недели психологии предшествовал большой подготовительный этап, на котором разрабатывался и обсуждался план проводимых мероприятий, вносились изменения и дополнения. Большое внимание уделялось «оформлению» недели, подготовке практического и наглядного материала(реклама недели, стенгазеты, брошюры, памятки и т.д. ). Так же огромное внимание было уделено разработке практических мероприятий для родителей и педагогов.
Каждый день недели был посвящен определенной теме.
Подготовка и проведение проекта проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях.
Первый, подготовительный этап включал в себя изучение запросов педагогов и родителей. Этот этап включал в себя анкеты, опросы, беседы, которые позволили определить тематику, цель, содержание и выработать программу проекта. В программу проекта вошли мероприятия направленные на работу со всеми участниками образовательного процесса и родителями, и детьми, и педагогами, и другими сотрудниками детского сада. Большая роль отводилась подготовке практических материалов, оборудования, разработке мероприятий, выбору формы взаимодействия. Была проведена реклама недели психологии.
Второй, основной этап заключался в реализации программы проекта.
Каждый день проекта был объединен определенной тематикой и включал работу со всеми участниками образовательного процесса.
- Первый день – «Международный день «Спасибо!»
- Второй день – «Хочешь быть счастливым – будь им!»
- Третий день – «Радужная страна»
- Четвертый день – «Международный день объятий»
- Пятый день – «Возьмемся за руки друзья»
В рамках проекта проводились акции среди родителей, детей и педагогов: «Хочу сказать «Спасибо!», «Дерево пожеланий», «Ловцы жемчуга», «Аптечка для души».
Проект, включал изучение психологического климата с помощью психологической игры «Радуга настроения» (по методике М. Люшера), отдельно изучался психологический микроклимат среди педагогов по методике Ф.Фидлера. Для выявления особенностей характера и темперамента был проведен геометрический тест «Кто ты?». В рамках коммуникативного тренинга был проведен социологический опрос «Основа человеческого счастья - доброта».
Ежедневно обновлялась стендовая информация, которая посвящалась тематике дня: «Растим вежливого ребенка», «Счастливый родитель- счастливый ребенок», «Цвет нашей жизни», «Уроки доброты».
В рамках проекта широко использовалась тренинговая форма работы, как с родителями, так и с педагогами. Тренинг позволяет на практике выявить проблему, обозначить пути ее решения и практически потренироваться в ее решении.
В ходе реализации проекта был проведен коммуникативный тренинг для детей и родителей подготовительной группы «Уже не малыш, еще не школьник», одной из целей которого было снятие напряжения у родителей в связи с поступлением в школу. Это мероприятие включало в себя ряд игр и упражнений, направленных на осознание тех чувств, которые переживает ребенок при поступлении в школу («Стихочитальный табурет», «Интервью знакомство»). Так же была представлена возможность совместной деятельности детей и родителей. В завершении тренинга общение продолжилось за чашкой чая.
Еще один тренинг «Цвет рождает настроение» был проведен с родителями средней группы. Целью этого проекта было снятие психоэмоционального напряжения и обучение методам снятия эмоционального и мышечного напряжения, а так же ознакомление родителей с особенностями влияния цвета на психику ребенка.
В рамках данного тренинга используется методика родительское сочинение «Мой ребенок».
Программа проекта так же включала тренинг с педагогами «Сила нашего коллектива, слабость нашего коллектива», в рамках которого проводилась диагностика микроклимата, упражнение на профилактику эмоционального выгорания, сплочение коллектива.
Был проведен познавательный тест «Куб в пустыне», который помог осознать область жизни, в которой человек испытывает наибольшие сложности.
В рамках проекта был изготовлен психологический плакат «Счастливое мгновенье», «Портрет группы», проведен конкурс смайликов «Самая широкая улыбка». Совместно с ПДО по ИЗО предложена галерея рисунков «Подари улыбку миру».
Заключительный этап проекта включал проведение анкеты «Оценка мероприятия» как седи педагогов, так и среди родителей, по результатам которой выяснилось, что 100% педагогов одобрили такую форму взаимодействия, 98% родителей участвовали в проводимых в рамках проекта мероприятиях и хотели бы и в дальнейшем участвовать в них.
В заключении так же была подготовлена брошюра «Аптечка для души», в которую были внесены высказывания, крылатые фразы о жизни, детях, работе, подготовленные педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»
В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ
Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...
Презентация "Современные технологии психолого-педагогического сопровождения воспитанников в МАДОУ"
В данной презентации описывается использование современных технологий использующиеся в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников с речевыми нарушениями....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
Проект «Играем дома», «Психолого – педагогическое сопровождение семей воспитанников, имеющих трудности в усвоении образовательной программы своего возраста».
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание собственных детей (ст.44 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Создание единого коррекционного поля в стенах...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...