Развитие интонационной выразительности речи.Консультация для родителей.
консультация (младшая группа)

Бузуева Любовь Валерьевна

Важным атрибутом грамотного человека, наряду с другими, является его речь.

 

Интонационная выразительность речи - одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

Формирование интонационной выразительности у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. интонационный речь игра дошкольный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inton.rechi_.docx282.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интонационной выразительности речи

http://psiholik.ru/kak-proverite-podvijnoste-organov-artikulyacionnogo-apparata-u/917315_html_7a27b2d2.jpg

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».  

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2.  Тембр речи (низкий-высокий):

Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

http://supruzhestwo.ru/wp-content/uploads/2015/03/189.jpg

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика.

4. Сила голоса (тихо-громко):

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!»  (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот.  Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».

7. Речевое дыхание:

Дыхательные упражнения.

8. Мимика и жесты:

Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.

Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.

Театрализованная деятельность.

 

Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04ba/0005bd91-8076f029/hello_html_4204f2c9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...

Развитие интонационной выразительности речи.Консультация для родителей.

Важным атрибутом грамотного человека, наряду с другими, является его речь. Интонационная выразительность речи - одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегч...

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»

Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...