Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР" составители учитель-логопед Горницына Татьяна Васильевна, воспитатель Фомина Ирина Александровна
консультация на тему
Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»
Консультация для родителей
на тему
«Развитие интонационной выразительности речи
у детей с ОНР»
Составители:
Горницына Т.В.- учитель-логопед
Фомина И.А. - воспитатель
2011- 2012 г.г.
Цель : познакомить родителей с эффективными приёмами развития выразительной речи у дошкольников к подготовительной к школе группе, имеющих речевые нарушения.
Ход консультации:
-Здравствуйте, очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли сегодня на консультацию, которая звучит так: «Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР»
-Садитесь, как вам удобно.
-Отвечайте на вопросы непринужденно, не бойтесь неправильных ответов.
- Как вы уже знаете, ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.
-Скажите, что вы понимаете под словом – интонация?
- Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.
-А что такое выразительность?
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление…и настроения. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
-Как вы думаете, почему встал вопрос, о том, почему нужно развивать у ребенка интонационную выразительность речи? (мнения родителей)
Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.
- - Посмотрите и послушайте, как прочитают дети стихи, и скажите, какое стихотворение понравилось вам больше и почему?(чтение стихотворений Никитой и Кристиной).
-Вот поэтому, в семье должны быть созданы для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.
Компоненты интонации:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса:
- при чтении, используя различную интонацию голоса, посмотрите, как это можно сделать.(показ)
В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем с детьми.
- Посмотрите и послушайте, как будут дети читать скороговорки.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребенка всех вышеперечисленных компонентов способствует не только формированию произвольной выразительности речи, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. В свою очередь выразительность речи взрослого является мощным орудием воздействия на ребенка и образцом принятого употребления языковых средств, поскольку дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих, и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
Х отите проверить, насколько вы выразительны?
- Тогда садитесь перед зеркалом и попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне книгу».
- C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте", "послушайте".
- Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.
- Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".
- Сейчас мы вам предлагаем стихотворения, ваша задача прочитать их выразительно (обмен мнениями).
- За окном метель и вьюга,
Ветер в щели дует.
Hа окошке сидит муха,
Думает - горюет:
Эх, кабы мне валенки,
Полушубок маленький,
Шапочку-папаху,
Теплую рубаху
Да суконные штаы-
Дожила бы до весны! - Можно ль козам не бодаться,
Если pожки есть?
В пляс девчонкам не пyскаться,
Если ножки есть?
За pога возьмем козленка
Отведем на лyг.
А девчонкy за pyчонкy
В наш веселый кpyг!
- Ходит заяц боpоздой.
У него каpман пyстой.
Катя к зайцy подошла
Пиpожка емy дала.
Подаpила медный гpошик,
Чтоб кyпил еды для кpошек.
Hо кyпил он табакy,
Кypит лежа на бокy.
Этакий бездельник!
"Болтливые" ноги
Говорить не могут ноги -
Им положено молчать.
Hоги могут по дороге|
За грибами в лес шагать,
Бегать в валенках по снегу,
Мчать по пляжу босиким,
Могут прыгать, могут бегать,
А, устав, идти пешком.
Говорю я это маме,
А она твердит олять:
- Перестань болтать ногами!
Сколько можно повторять?
«Вопрос»
Мне через месяц будет пять,
Я по слогам могу читать,
Водить велосипед.
Hо очень трудно мне понять -
Большой я или нет.
Прошу я маму в выходной:
-Hемножко поиграй со мной
Hо отвечает мать:
-Сережка, ты уже большой -
Учись один играть!
Hо как назло по вечерам,
Когда идет кино,
Мне говорят, что малышам
В постель пора давно.
Как будто после десяти
Я начинаю вниз расти .
- Стаpый заяц сено косит,
А лиса сгpебает,
Муха сено к возу носит,
А комаp кидает.
Довезли до сеновала
С воза муха закpичала:
"Hа чеpдак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Hоженьку сломаю,
Буду я хpомая."
- Вы все молодцы!
- Чье стихотворение вам понравилось больше и почему?
- Что нового вы узнали?
-Важно ли работать над развитием интонационной выразительностью речи?
- Большое спасибо, всем!
Памятка для родителей.
Что поможет сделать речь ребенка выразительной?
1. Прежде всего – это слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.
2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.
3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
4. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
6. И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место по праву принадлежит театрализованной деятельности. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.
Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.
Помните, что интонации вашего голоса – образец для вашего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР
У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Тезисы выступления на областном семинаре...
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...
Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...
Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...
Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...