Методические рекомендации по организации и проведению бесед с родителями.
методическая разработка
Методические рекомендации по организации и проведению бесед с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по организации и проведению бесед с родителями. | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации и проведению бесед с родителями.
Воспитатель Романова Е.А.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с обсуждения успехов детей, как и каким путем он их достиг., затем переходить непосредственно к главным темам, проблемам, возникшим в процессе обучения, поведения и т.д..
Особенность беседы — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания школьника.
Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребёнка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Алгоритм ведения беседы с родителями
Предварительный этап - создание условий для эффективной беседы.
• Предварительная договоренность о встрече
• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в классную комнату, предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.
В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться ..." Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу. Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать своё взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями
1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.
Методические рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования (ИЗО) дошкольных образовательных учреждений по организации проведению совместной образовательной деятельности по иллюс...
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр
" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения" ...
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...
Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная, эмоционально...
Консультация "Методические рекомендации по организации и проведении прогулки зимой"
Данная консультация поможет воспитателям полноценно организовать прогулку зимой...