Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) на тему
Методические рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования (ИЗО) дошкольных образовательных учреждений по организации проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации и проведению совместной образовательной деятельности
по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.
ФГТ предполагают отказ от привычной предметно-учебной модели, и призывают строить воспитательно-образовательную работу с детьми с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В нашем детском саду одним из направлений стало иллюстрирование сказок, которое предполагает интегрирование следующих образовательных областей «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Восприятие детьми книжных иллюстраций и их стремление выразить в рисунке свои эстетические впечатления, закрепить связи, возникающие между словесным и зрительным образами, можно отнести к естественным природным способностям детей, к их потребности живо и непосредственно реагировать на окружающий мир.
Изобразительная деятельность по иллюстрированию литературных произведений предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе. Создание детьми изобразительного образа требует понимания и анализа литературного произведения. Иллюстрации не самостоятельны по сюжету, поэтому ребенку, чтобы точно передать особенности сказки в иллюстрации необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения. Создавая иллюстрации, дети, прежде всего, должны стремиться отразить в них содержание, художественные образы произведения. Для этого им необходимо выбрать характерный сюжет, решить композиционные и другие изобразительные задачи, научиться использовать средства художественной выразительности в рисунке, а так же развить свое воображение. При этом юному художнику понадобятся и специальные знания о видах иллюстраций, о последовательности работы художников-иллюстраторов, о специфике книжной графики, условностях, принятых в ней.
Говоря о значении творческой фантазии, воображения детей при иллюстрировании, не следует его переоценивать и противопоставлять их изобразительной грамоте. Плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений.
Задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности ребенка.
Для иллюстрирования детям необходимы специально организованные наблюдения предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления дополняются встречами – беседами с людьми разных профессий, посещениями музея, рассматриванием фотографий, слушанием музыки и т.д.
Для воплощения сюжетного замысла рисунка дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка, научиться располагать предметы – изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет.
Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям 6-7 лет, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.
Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Н.П. Сакулина, В.С.Кузин, Н.М.Сокольникова и др.).
Начинать непосредственную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Цель такой беседы – воздействовать на сознание и чувства детей, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время дети как бы настраиваются на эту работу.
Способность художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребенка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После того, как главное детьми уже нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот прием содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.
Развитие изобразительного замысла детей при иллюстрировании возможно при освоении ими знаний языка народного искусства, понимание которого осуществляется в процессе художественного восприятия сказки. Поэтому вся работа, а особенно на первом этапе нацелена на обогащение представлений дошкольников сведениями о народной культуре.
Основными методами на первом этапе освоения детьми содержания народной культуры являются методы, направленные на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания детьми новой информации (информационно-рецептивный метод). Большое значение на данном этапе имеют чтение сказок, беседа, обследование и анализ традиционных изделий, наблюдение, рассказ педагога, пояснение, художественное слово, игровые моменты.
На первом этапе используются организационные формы, такие как занятия, дидактические игры и экскурсии в краеведческий музей, помогающие обогатить представления детей об истории, культуре, быте, сформировать положительное отношение дошкольников к культуре своего народа, сохранять и воспроизводить в художественном творчестве, игровой деятельности традиции народа. Очень важны экскурсии в музей, где дети знакомятся с реальной обстановкой крестьянской избы, чувственным путем познают материал, формы, размеры различных предметов домашнего обихода, знакомятся с традиционными занятиями крестьян, могут рассмотреть национальную одежду. Так же на первом этапе дети знакомятся со структурой книги, иллюстрацией, как видом книжной графики. В изобразительной деятельности украшают национальную одежду мужчин и женщин традиционным орнаментом.
На втором этапе дошкольники учатся создавать художественный изобразительный образ героя на основе народной сказки. Передавать традиционный быт народа в иллюстрации (экстерьер и интерьер традиционной избы, предметы быта, одежду героев, украшенную традиционным орнаментом). Систематическая реализация принципа наглядности в обучении иллюстрированию на занятиях тесно связана с демонстрацией разнообразного иллюстративного материала, пособий, произведений книжной графики, а также с активным изучением детьми натуральных объектов, поскольку эти объекты сами могут оказаться наглядными пособиями. На втором этапе особо важны беседы, использование наглядных средств и дидактических игр, направленных на закрепление знаний об иллюстрациях, иллюстраторах и приобщение к народной культуре.
Структура занятия состоит из трех частей. В первой части по развитию изобразительного замысла на основе иллюстрирования народной сказки необходимо в интересной форме «оживить» впечатление, вспомнить, о чем сказка (про что), главных персонажей, их характеристику (зачитать или вспомнить выразительные строчки из произведения, ярко характеризующие образ), припомнить яркие ситуации.
Целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного ребенка: определение содержания (что нарисует), внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж), где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. В процессе замысла уточняются внешние изобразительные характеристики образа, передающие его сущность, характер, настроение и т.д., возможные способы изображения (выразительные детали, одежда, движение, позы и т.п.).
Иллюстрируя сказки, дети могут передавать характеристику действующих лиц, обстановку, изобразить действия животных и людей, используя характерные для народа традиционные декоративные украшения в виде орнаментального узора предметов быта, домашней утвари, одежды, орудий труда и охоты. Воспитатель предлагает выбрать один момент из сказки и изобразить его. В процессе исполнительской деятельности педагог решает задачи изобразительной деятельности, но уже с учетом специфики литературного материала (выполнение выразительного образа персонажа, передача сюжетного содержания, связи, взаимосвязи, отношений).
Педагог обращает внимание детей на изображение сказочных персонажей и всего, что их окружает. Он советует дополнить рисунок некоторыми деталями. Именно в процессе рисования по сказкам ребенок наиболее полно может выразить свое отношение к действующим лицам цветовой гаммой.
Детям может быть предложено рисование иллюстрации к разным моментам сказки. Они договариваются, кто что будет рисовать, а в конце занятия просматривается, насколько полно и хорошо отражено содержание всей сказки. Дети учатся передавать в рисунке один какой-нибудь момент сюжета народной сказки, изображать обстановку и действия именно этого момента, что делает детский рисунок понятным для окружающих (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др).
Использование проблемных вопросов активизирует творчество детей. Вопросы к детям могут быть разной степени сложности. При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. При доброжелательном внимании к детским рисункам у детей появляется желание продолжить рисунок, дорисовать. Это значит, что образ стал дорог ребенку и творческий замысел продолжается почти, так¸ как это бывает в зрелой деятельности.
Третий этап – творческий, способствует обогащению самостоятельных творческих замыслов и закреплению представлений дошкольников об иллюстрировании сказок, формированию умений и навыков в работе с художественными материалами. На занятиях третьего этапа детям предлагаются сложные сюжетные темы. По окончании работы необходимо проанализировать с детьми получившиеся работы. В дальнейшем дети сами смогут подводить итоги, выбирать и рассказывать про наиболее понравившиеся поделки, отмечать их оригинальность и выразительность.
Чтобы сделать процесс иллюстрирования детьми литературных произведений интересным, можно ввести в структуру занятий художественно-дидактические игры и отдельные игровые элементы. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.
Так же необходимо организовывать выставки детских работ как в группе, в кабинете изобразительного искусства, где они послужат наглядными пособиями для других групп.
Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Первые уроки красоты и добра, которые дают возможность провести этот замечательный и любимейший вид работы детей – иллюстрирование литературных произведений, могут остаться в памяти ребенка на всю его жизнь. Быть может, любовь к книге, к изобразительному искусству, которую испытывает юный художник во время занятий навсегда сохранится в его сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр
" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения" ...
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...
Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная, эмоционально...
Методические рекомендации "Особенности организации и проведения совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста"
Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Презентация раскрывает основные задачи, особенности развития и воспитания детей данного возраста,...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...