Консультация "Методические рекомендации по организации и проведении прогулки зимой"
консультация на тему
Данная консультация поможет воспитателям полноценно организовать прогулку зимой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_organizatsii_i_provedeniyu_progulki_zimoy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к организации и проведению прогулки зимой.
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима – не исключение из этого правила! А чтобы, холод принес пользу и не помешал малышам получать удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо организовать смену интенсивных движений более спокойными. Каждый воспитанник должен быть вовлечен в игру, которая не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Зимняя прогулка станет эффективной при соблюдении следующих условий:
Ø наличие оборудованного участка
Ø наличие выносного материала
Ø использование игр с бегом средней интенсивности
Ø изготовление построек из снега в теплую погоду
Ø наличие непромокаемых варежек для игр со снегом
1.Оборудование зимнего участка
Педагог каждой возрастной группы должен разработать план зимнего участка, который включает в себя:
Ø утрамбованную площадку для организации игр, забав и развлечений.
Ø снежные скульптуры: фигуры различных зверей, снеговиков, самолеты, дома, пароход, ракета и другое для организации ролевой, сюжетной, творческой игры
Ø ледяные дорожки, лыжню, постройки из снега для организации двигательной активности детей на участке: горки, валы…
Ø кормушки для зимующих птиц.
Выносной материал: лопатки, санки с ящиками для перевозки снега, материал для оформления снежных построек (листы картона, фанеры, пластика), материал для украшения участка и построек (разноцветные льдинки, флажки, гирлянды).
2.Организация наблюдений за живой и неживой природой
2-ая младшая группа:
Ø Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду).
Ø Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.
Ø Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки.
Ø Дать представления о свойствах снега: холодный, белый, тает в тепле.
Средняя группа:
Ø Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать по памяти осенний и зимний пейзажи.
Ø Наблюдать за поведением птиц (вороны, голубя, синицы, воробья, снегиря) на участке, подкармливать их.
Ø Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
Ø Проводить простейшие опыты со снегом: расширять представления о том, что вода на морозе превращается в лед, а лед, снег и сосульки тают в тепле Воспитатель может рассказать о том, что в результате выхлопа автомобильных газов их частицы оседают на снег, из-за этого снег становится грязным. Следует показать детям, как растаявший снег превращается в грязную воду, и подвести к пониманию того, что снег нельзя потому, что он грязный, а также холодный, и можно простудиться.
Старшая и подготовительная группы:
Ø Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед, заморозки, снегопады, сильные ветры).
Ø Обращать внимание на то, что некоторые деревья надолго сохраняют плоды (рябина, ель) объяснить, что это хороший корм для птиц. Подвести детей к пониманию того, что для жизни животных зима - самое трудное время. Развивать желание подкармливать птиц в зимний период, научить делать кормушки.
Ø Закреплять умение определять свойства снега: холодный пушистый, липкий, рассыпается.
Ø Закреплять знания детей, о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Объяснить, что зимой деревья и кустарники не погибают, а прекращают на это время свой рост.
3.Труд в природе зимой.
Вторая младшая группа:
Ø На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним, при этом воспитатель должен поощрять те или иные трудовые действия детей, тем самым, развивая у них желание трудиться. Следует учить детей трудиться рядом для этого можно объединять их в небольшие подгруппы. В зимнее время дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек, подвозить снег на санках для снежных построек, помогать украшать постройки льдинками, печатками. Воспитатель учит детей мастерить снежные пирожки, торты, маленьких снеговиков и другие доступные детям этого возраста постройки.
Средняя группа:
Ø В этом возрасте следует учить детей проявлять самостоятельность и творчество: лепить снеговиков, украшать постройки и дополнять их природным материалом. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, убирать в отведенное место)
Старшая и подготовительная группы:
Ø Воспитатель организует коллективный труд детей: вместе со взрослыми развешивать кормушки, очищать дорожки от снега, для утепления корней деревьев подгребать к ним снег. Можно предложить детям помочь малышам (младшие группы) в уборке снега на участке. Вместе со взрослыми сооружать постройки из снега, расчищать и заливать ледяные дорожки. В этом возрасте можно привлекать детей к самостоятельному сооружению построек из снега по чертежам.
4.Подвижные игры.
Игры с санками
Ø Дети младших групп сами возят санки за веревку, катают игрушки, перевозят снег. Малышам педагог помогает скатываться с горки. Вместе с ребенком педагог поднимается на горку, усаживают на санки и осторожно спускают вниз. Если ребенок боится, то педагог спускает его, идя рядом, направляя санки, или предлагает скатываться вдвоем с более смелым ребенком. Постепенно дети смогут скатываться самостоятельно. Одновременно можно рекомендовать следующие игры: «Санный поезд» (педагог и старшие дети возят санный поезд), «Парное катание» и др..
Ø Детей старших и подготовительных групп привлекают более сложные виды двигательной деятельности: скольжение по ледяным дорожкам, игра в хоккей, катание цветных ледяных шаров с горки в лунку, спуски с гор на санках и лыжах, ледянках, снегоходах, а также скатывание на санках с горок на коленях, лежа на животе. Это трудные и опасные упражнения, поэтому разрешать выполнять их следует только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям. Именно в старших группах спуски с гор и катание на санках можно усложнять различными заданиями: «Запомни как можно больше предметов и назови их», «Флажки», «Самые быстрые санки», «Гонки санок»( лежа на животе отталкиваться руками), «Быстрые упряжки», «Два по два», «Хоровод с санками», «Эстафета с санками» (опираясь руками на санки сзади, играющий добегает до условного ориентира, обегает его и возвращается). На спуске с горки можно поставить воротца, проезжая через них дети учатся управлять санками.
Игры и упражнения на ледяных дорожках.
Ø В младших группах на начальном этапе детям предлагается пройти по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду и стараясь не упасть. Если ребенок упадет, надо ему предоставить возможность подняться самостоятельно.
Ø Дети старшей и подготовительных групп могут помогать малышам передвигаться по дорожке. Малыша берут с двух сторон за руки и прокатывают по ледяной дорожке или плотно укатанному снегу.
Когда ребенок почувствует уверенность ему можно предложить разбежаться и самостоятельно поскользить по дорожке.
В старших группах можно предложить по очереди катать своих друзей. Ребята присаживаются и берутся за шнур сложенный петлей, а другие, тянут, каждый раз меняясь местами. Ребенок, который скользит, может кататься стоя, в приседе. Тренированным детям можно предложить, разбежавшись скользить по дорожкам каскадом. Кроме того, на ледяной дорожке с невысокой горки можно скользить вдвоем, втроем, поездом (из положения стоя, присев). Одновременно можно детям давать во время движения задания типа: «Кто дальше продвинет кубик, шайбу по ледяной дорожке. Длина шнура 1-1,2 метра.
Рекомендуемые подвижные игры на зимнем участке.
Младшие группы.
«Снежинки»;
«Найди снегурочку»;
«Зайка беленький сидит»;
«Попади в цель» (насест-вал);
«Белые медведи»;
«По снежному мостику»;
«Поезд в туннеле»;
«Стенка мишени».
Старшие группы
«Мороз красный нос»;
«Два мороза»;
«Снежная карусель»;
«Попади в движущуюся цель»;
«Беги из круга»;
«Взятие крепости»;
«Попади в круг»;
«Сбей колпак».
Элементы хоккея
«Гонки с шайбой» (участвуют несколько команд);
«Загони льдинку в ворота»;
«Забей в ворота» (дети по очереди забивают в ворота шайбу);
«Сбей кеглю» (на линии ворот ставят кегли расстояние 3-4 метра).
Площадка: 5х10; 10х20м
Ворота: ш-1метр, в- 1,5 метра.
5.Самостоятельная деятельность детей.
Включает в себя: катание на санках с горки, лепка построек из снега, украшение снежных построек, ходьба на лыжах, сюжетно-ролевые игры, наблюдения за живой и неживой природой, за деятельностью взрослых, труд на участке.
Приложение к методическим рекомендациям:
Литература в помощь воспитателям для организации зимней прогулки
- Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. М., Просвещение. 1972
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. Творч. Центр Сфера, М., 2002
- Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста. М., Линка-Прессс. 1999
- Зимние игры и забавы для дошкольников. Сб-к статей. Составитель Зимонина В.Н., М., 2004
- Игры на свежем воздухе. Автор-составитель Дмитриев В.Н., М. Изд. Дом МСП,1998
- Кенеман А. В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания дошкольного возраста. 2-е изд. М., Просвещение, 1978
- Кожокин В. Каникулы в детском саду. Журнал Дошкольное воспитание №1, 1990, стр. 58
- Кулакова Л. На участке зимой. Журнал Дошкольное воспитание №12, 1988, стр.36
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения. М., Аркти, 1999
- Осокина Т.И., Тимофеева Е А, Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей 5. М., Просвещение, 1983
- Пустынникова Л.Н. Коньки в детском саду. М., Просвещение. 1979
- Рунова М. Зимняя прогулка. Журнал Дошкольное воспитание №1, 2001, стр. 32
- Рунова М. Неделя здоровья. Жур. Дошкольное воспитание №4,2001, стр. 11
- Рунова М. Развитие движений на прогулке. Журнал Дошкольное воспитание №9,10,1991
- Рунова М.А Двигательная активность ребенка в детском саду. Мозаика-Синтез, М., 2000
- Склярова Е., Осипова Н. Каникулы - любимая пора детворы. Журнал Дошкольное воспитание №12, 1991, стр. 30
- Сценарии зимних спортивных праздников. Журнал Дошкольное воспитание №11,1993, стр. 19, №12, 1996. стр.2
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы. М., Просвещение, 1991
- Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1983
- Фролов В.Г.Физкультурные упражнения и игры на прогулке. М., Просвещение
- Ходосова А. Мороз и солнце, день чудесный! (зимние забавы). Журнал Игра и дети №6, 2004, стр.23
- Чубур А. Город снежных построек. Журнал Дошкольное воспитание №1 2001, стр.90
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. М., Просвещение, 2000
24.Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения»,М., Просвещение,
1988
25. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М.,Просвещение 1983
26. В.Н.Зимонина «Расту здоровым», М., Владос, 2003
27. Сборник из опыта работы «Зимние игры и забавы для дошкольников»,
М.,журнал, « Игра и дети», 2004
28. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», «Мозайка-Синтез» 2005 год.
29. Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева «Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации» Москва, 2008 год, издательский дом «Воспитание дошкольников» (1, 2 части).
Советы воспитателям:
Как соорудить снежную горку?
На участке постепенно собирается снег. Собранный снег утрамбовывают, придают форму горки (для мл., высота –1метр, ср., ст., подг. гр- 1.5-2м). На верху делается площадка, переходящая в скат, по краям площадки и ската делаются бортики, сзади или сбоку определяются ступени, а сбоку лоток (шир. 40-50см), по которому ребенок ввозит санки. Длина ската 5-6 метров, ширина 90 см. Горка в течение нескольких дней поливается водой до образования устойчивой корки. Ступени после посыпают снегом и песком .Скат делается пологим 30 градусов.
Для обучения детей ходьбе на лыжах выбирается место, где можно проложить лыжню (вдоль забора). Толщина снега на ней должна быть не менее 12см. Сначала трассу выравнивают, затем прокладывают лыжню широкими лыжами с поворотами, с подъемами и спусками. Вдоль лыжни воткнуть яркие ориентиры (пластмассовые цветные игрушки). Для младшей, средней группы длина трассы –30-40 м., старшей подготовительной 80-100 м.
Катки и ледяные дорожки.
На участке можно сделать 2 небольших катка: снежный, для начинающих кататься детей. В этом случае место хорошо надо утрамбовать снегом и раскатать. Ледяной каток можно и нужно заливать на площадках старших и подготовительных групп. Для дорожки утрамбовывается снег шириной 60см для мл. гр;- 40см для ср., ст., подг. гр, длина дорожки - мл., ср.,-4метра; - ст., подг., 8 метров. В старшей и подготовительной группах можно заливать каскад дорожек, одна за другой, длина 2-5 метров, расстояние между ними 3-5 шагов. Можно залить дорожку на невысокой горке, высота –50см, длина 15-20 м.
Снежные валы
В младшей и средней группах на участках по периметру с одной стороны хорошо соорудить снежный вал, ширина- 40-50см, длина 4-5 метров, высота 20-30см. По мере накопления снега его сгребают в одну сторону площадки, затем его утрамбовывают и выравнивают.
Постройки из снега должны использоваться ежедневно. Можно включать забавные упражнения, например «Белые медведи», «По снежному мостику, «Кто к нам в гости приходил»( следы на снегу), «Попади в цель»(на снежной стенке изображают цветной круг диаметром 75см. или вместо мишени в стенке могут быть сделаны сквозные мишени любой формы: треугольник, круг, квадрат.
Упражнения с лыжами
Обучение ходьбе на лыжах начинается со второй младшей группы в определенной последовательности:
Ø учить детей подбирать лыжи по росту;
Ø объяснить и показать, как правильно надеть лыжи;
Ø как ухаживать за лыжами;
Ø научить детей принимать правильной исходное положение для ходьбы на лыжах Стойка лыжника - ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты, опущены вниз;
Ø научить держать дистанцию;
Ø научить детей падать.
Для обучения ходьбе на лыжах необходима предварительная работа (октябрь, ноябрь, декабрь).
Давать упражнения для развития чувства равновесия, ритма, координации рук и ног, упражнения для укрепления свода стопы. Можно рекомендовать игры. С первым снегом, на прогулке можно предложить детям идти точно по следам взрослого. В группе рекомендуется проводить беседы, рассматривание картинок о зиме, зимних видах спорта, обращая внимание на положение тела, рук, ног.
Первые упражнения:
- поднимание ног с лыжами;
- попеременное переступание в стороны;
- ступающий шаг (самый простой);
- скользящий шаг (выполняется с толчком);
- повороты на месте и в движении;
- подъем в горку: обычный шаг, «елочкой», полу елочкой, лесенкой;
- ходьба между предметами;
- ходьба по двое взявшись за руки.
В младших группах ребятам предлагают ходьбу обычным шагом по прямой (30м), по кругу, в воротики.
В старших упражнения усложняются: конькобежец на лыжне (руки за спиной); кто быстрее?(30 м); слалом (на ровном месте расставляются палки, ребенок пробегает змейкой); догонялки; встречная эстафета 60 м.
Лыжи на горке
На горке старшим детям можно предложить спуск по коридору ( не задевая ориентиры); спуск с горы меняя положение- стоя руки в сторону, вперед, спуск в приседе, спуск на одной лыже.
Снежные забавы: чем занять дошколят на зимней прогулке
Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это время развлечений хоть отбавляй. Коньки, санки, лыжи, да и просто игра в снежки – эти развлечения любят все. Но оказывается, обычную прогулку или катание с горы можно сделать еще веселее. Главное – выбрать забаву поинтереснее.
Учимся правильно падать
Зимние игры без падений не обходятся, а значит, правильно падать следует научить даже самых маленьких. Взрослый объясняет ребенку, что падать лучше всего стараться на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Лучше не приземляться на спину или вперед на руки. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь садиться в него таким образом. Ребенок должен не бояться падений, а уметь правильно группироваться и избегать травм.
Дети и взрослые должны помнить:
- спуск со снежной или ледяной горки не должен выходить на проезжую часть или вести к водоему с неокрепшим льдом. Нельзя устраивать игры на тонком льду.
- С самыми маленькими детьми лучше кататься и играть в немноголюдных местах, при этом малыш все время должен быть на виду у родителей, чтобы при необходимости они всегда могли прийти на помощь.
- Выбирая горку, нужно убедиться, что из-под снега вдоль спуска не торчат коряги или камни с острыми краями и что на пути ребенка не окажется дерева или столба.
- Ребенок не должен подниматься на гору там, где спускаются другие ребята. Иначе его могут сбить.
- Нельзя спускаться с горы, сцепив несколько саней "паровозиком". Встретив какое-нибудь препятствие, звенья этой конструкции начнут врезаться друг в друга, и дети рискуют травмироваться.
- Не стоит и "обострять" ощущения, катаясь с горки головой вперед. Иначе в случае падения ребенок может получить травму головы.
- Кататься на санках по ледяной горке тоже не рекомендуется, гораздо безопаснее использовать для этого специальные ледянки. При игре в снежки нужно, прежде всего, беречь от "снарядов" лицо. Нельзя кидаться снежками с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега - затвердевшие "боеприпасы" могут ударить не слабее булыжника, и забава окончится травмой.
- Ребенка перед подвижным зимним гулянием не нужно одевать слишком тепло. Укутанный ребенок очень быстро вспотеет и рискует простудиться.
На ледяных дорожках
Не идется и не едется,
На дороге гололедица.
Но зато - отлично падается.
Почему никто не радуется?
Взрослых людей гололед, конечно же, огорчает. А вот детвора ему очень даже рада. Ведь скользить по прозрачной глади, стараясь (или не очень) удержаться на ногах - это так весело! Главное, чтобы падать было не больно. А уж если игры какие-нибудь на льду придумать...
Для малышей
Можно предложить ребенку пройти по ледяной дорожке, передвигая по льду ноги и стараясь не упасть. Если малыш все-таки упадет, взрослые должны подбодрить его и помочь подняться самостоятельно.
- Взрослые или старшие дети берут малыша с двух сторон за руки и прокатывают по ледяной дорожке или плотно укатанному снегу.
- Ребенок пробует разбежаться (2-3 шага) и проехаться немного по ледяной дорожке самостоятельно. Если малышей несколько, можно устроить соревнования, кто проскользит дальше.
- Ребенок приседает и берется за толстую веревку, сложенную петлей, которую держит взрослый. Взрослый тянет его за веревку, продвигаясь вперед.
Освоив горизонтальные поверхности, ребенок сможет самостоятельно кататься на ногах и по наклонной ледяной горке.
Для детей постарше задания могут быть такими:
- Проехать лицом вперед на прямых и сомкнутых ногах.
- Проехать боком на прямых и сомкнутых ногах.
- Проехать спиной на прямых и слегка расставленных ногах.
- Проехать, присев на корточки.
- Проехать "ласточкой" (стоя на одной прямой ноге и вытянув другую назад).
- Проехать, держа руки за головой.
Игры с санками
Дети, как никто, терпеть не могут однообразия в игре. Поэтому банальный способ съезжать с горки на санках им, может быстро наскучить. А вот если придумать какую-нибудь "изюминку", катание получится веселым и интересным.
Учимся рулить
На спуске с горки можно устроить воротца из длинных прутьев. Проезжая через них, малыш учится управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, и слегка наклонять туловище назад - в сторону поворота.
Ловим на лету
Вдоль склона можно расставить флажки и предложить ребенку, спускаясь на санках, собрать их. Для малышей они ставятся по одной линии, для детей постарше - посложней, зигзагом.
Коридор
Флажками или прутиками отгораживается узкий коридор, по которому надо проехать, не сбив препятствия.
На ровном месте
Веселой детской компании с санками найдутся развлечения и вне горки. Вот, к примеру, несколько игровых упражнений для ровной площадки.
- Расставить 5-6 санок на расстоянии 1-1,5 м. и пробегать между ними змейкой. Или - пробежать, перешагивая через них.
- Исходное положение - стоя лицом к санкам сбоку. Нужно встать на санки и сойти с них, так, чтобы они не сдвинулись с места.
- Встать рядом с санками и, опираясь на них руками, перепрыгнуть через них.
- Устоять на санках на одной ноге как можно дольше.
Успей первым
Двое-трое санок ставят параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от условия задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.
Можно и усложнить задачу: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на санки.
Веселые гонки
Санки ставятся на одну линию, дети садятся на них верхом, опустив ноги на землю. По сигналу взрослого "Вперед!" - передвигаются на санках до обозначенного ориентира (сугроба, флажков, снежного вала), отталкиваясь ногами. По сигналу "Стоп!" все останавливаются, выигрывает тот, чьи санки окажутся впереди других.
Можно также передвигаться спиной вперед или лежа на животе.
На санки!
Санки расставляют на одной стороне площадки - на одни меньше, чем число играющих. Дети произвольно бегают, кружатся на другой стороне площадки. Как только взрослый произнесет команду: "На санки!", надо быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.
Быстрые упряжки
На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде: "Старт!" - один садится на санки, а двое других берутся за веревочку и везут санки до финиша. Какая упряжка окажется быстрее? При повторении дети меняются ролями.
Если санки остались дома
На снежной горке можно весело и интересно провести время и без любимого зимнего транспорта ребят. В конце концов, санки могут неожиданно сломаться. Но это ведь не повод для того, чтобы сидеть дома и скучать, пока родители купят новые. Вместо этого лучше поиграть вместе со всеми. К примеру, - в "Белого мишку".
Белый мишка.
Ребенку предлагают побывать в роли белого медведя. Он входит на снежную горку по скату на четвереньках (на прямых ногах), переваливаясь с боку на бок и изображая полярного зверя. А, взобравшись наверх, встает и сбегает вниз или скатывается на ледянке.
Для юных скульпторов
Снег - замечательный материал для творчества. Начать можно с традиционного снеговика. Главное - не забыть дома нос-морковку и старое ведро на голову. А если на этом творческое настроение не иссякнет, почему бы не создать, к примеру, зоопарк? Слепить зайца, медведя, жирафа со слоном. Можно разукрасить готовые скульптуры красками из дома, и звери станут почти живыми. Для лучшей сохранности снежные фигуры обливают водой.
Интересный материал для "ледяного творчества" можно приготовить в домашних условиях. Это - цветной лед. Им можно декорировать уличные скульптуры.
Сделать его очень просто: в воду надо добавить немного акварели, хорошо ее размешать и, залив в емкость для льда, поставить в морозильную камеру. Из цветного льда также можно выкладывать красивую мозаику на ровных поверхностях.
"Военные" действия
Возведение снежной крепости и нешуточные баталии вокруг нее - давняя русская зимняя забава. Классик русской живописи Иван Суриков еще в позапрошлом веке посвятил ей свою знаменитую картину "Взятие снежного городка". Но подобные сооружения слишком монументальны, их возведение требует не одного дня. Поэтому приступать к ним лучше большой компанией взрослых и детей в выходные. По окончании строительства необходимо заготовить побольше снежков для предстоящих сражений. Защитники крепости отстаивают свою территорию, захватчики изобретают тактические и стратегические приемы по ее захвату.
Если поиграть в снежки хочется, а крепость строить лень, то есть и более простые игры.
Живая мишень
Нужна ровная площадка и заранее заготовленные снежки. Кроме того, требуется достаточное количество игроков, чтобы их можно было поделить на две команды. Суть игры в том, чтобы перебежать площадку под снежковым обстрелом противника и при этом увернуться от ударов. По снегу на площадке вычерчивается большой прямоугольник длиной 20 м. Одна команда, которой предстоит бегать, становится у линии старта (перед поперечной стороной прямоугольника), а другая, которая будет обстреливать, - вдоль площадки. Первый игрок "перебежчиков" бежит к противоположной стороне. В это время соперники все вместе должны закидывать его снежкам. Бегущий может петлять и уворачиваться, но двигаться в основном по прямой. Если он добежит невредимым, его команде засчитывается очко, а если в него попадут снежком, он выбывает из игры. Как только первый добегает, бежит второй, и т.д. После пробега последнего подсчитываются очки, и команды меняются ролями. Побеждают, соответственно, те, у кого очков будет больше.
Неживая мишень
На стене, дереве или доске рисуется несколько мишеней. Каждый игрок лепит снежки и с определенного расстояния бросает их в свою мишень, стараясь как можно быстрее залепить ее снегом. Для усложнения игры мишени можно делать меньше и отходить от них подальше.
Подвижная мишень
Надо укрепить на месте мишень и воткнуть ее в снег так, чтобы она могла поворачиваться. Ее можно нарисовать, к примеру, на воткнутой лопате. Задача игроков - поочередно кидать снежки в мишень, стараясь не только попасть в нее, но и провернуть ее на месте. Если у игрока это не получается, он пробует еще, до тех пор, пока попытка не увенчается успехом. Победителем признается тот игрок, которому понадобилось меньшее количество времени, чтобы повернуть мишень.
Дуэль
В эту игру можно играть компанией от 3 до 10 человек. Участники игры попарно располагаются друг против друга на расстоянии около 10 м. Каждый игрок стоит в очерченном кругу диаметром около 1м. Затем выбирают "секунданта", и он по жребию определяет, кто будет первым "стрелять".
По сигналу "секунданта" первый игрок должен быстро слепить снежок и бросить его в противника. Затем второй игрок бросает свой снежок. Если оба игрока промахнулись или оба попали друг в друга, они продолжают "стрелять" по очереди. А если попал в соперника кто-то один, второй игрок уступает место следующему участнику. Можно уворачиваться от ударов как угодно, только не выходя за пределы круга. Побеждает самый меткий.
Зимние вышибалы
Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м. от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль него. В руках у него корзинка со снежками. По сигналу водящий старается попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Когда из круга выбывают все, водящий меняется на первого выбывшего. Выигрывает тот, кто, "очистив" круг, обойдется минимальным запасом снежков.
Снежный ком
Участники лепят большой снежный ком, потом встают вокруг него и берутся за руки. По команде водящего каждый игрок начинает изо всех сил тянуть к кому своих "соседей", стараясь повалить их в середину. Тот, кто упадет на ком или коснется его, выбывает.
Кто дальше?
Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде взрослого "Бросай правой (левой)!" - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, дереву или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
Одним словом - веселье гарантировано на любой вкус. Главное, чтобы зима была настоящей, и снег не растаял.
Статья из журнала "Мама и Малыш" №1 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.
Методические рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования (ИЗО) дошкольных образовательных учреждений по организации проведению совместной образовательной деятельности по иллюс...
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр
" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения" ...
Методические рекомендации для воспитателей по проведению прогулки в детском саду
Материал будет полезен воспитателям при планировании и проведении прогулок....
Консультация для воспитателей на тему: «Методические рекомендации по организации и проведению спортивных игр для детей 3-7 лет»
Почти все дети обожают спорт — он становится веселым развлечением, позволяет посоревноваться друг с другом, а также стать сильнее, ловчее, быстрее. Влияние спортивных игр на развитие ребенка явл...
Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет
Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой. Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это в...
Консультация "Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...