Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная, эмоционально - окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_i_provedenii_podvizhnyh_igr_v_dou.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации и проведении
подвижных игр в ДОУ
Кислицына Е.Н инструктор
по физической культуре
МБДОУ детский сад № 81 «Гульчачак г. Набережные Челны
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля и т. д. Увлеченные игрой дети, повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка. В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота - этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых условиях. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей. Подвижная игра – сложная, двигательная, эмоционально - окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами.
Классификация подвижных игр
- Элементарные: сложные (спортивного характера)
- Сюжетные: (действия определяются сюжетом и ролью)
- Бессюжетные:(игры построенные на выполнение действий с предметами)
Методика проведения подвижных игр (младшая группа)
- Организационный момент (сбор детей на игру)
- Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
- Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
- Анализ (всегда дается только положительный)
Методика проведения подвижных игр (старшие группы)
- Организационный
- Заинтересовывающий
- Объяснение педагогом правил игры
- Вопросы к детям на закрепление правил игры
- Распределение ролей – взятие детьми ролей (по желанию, считалки, жеребьевки )
- Руководство игрой
- Анализ
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо учитывать при организации занятий. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводить к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Основной концепцией работы является следующее – педагог должен помогать ребенку ориентироваться в окружающем мире, правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, проживать детство в радости, гармонии, счастье! Чтобы добиться этого, надо уметь следующее:
- организовывать деятельность детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
- решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;
- уметь неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавлять их активности, быть партнером по общению;
- предоставлять детям возможность самим увидеть проблему и найти способы ее решения;
- предусматривать возможность проявления отрицательных эмоций и вовремя ставить им «противовес»;
- «видеть» каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
- Не только учить детей предлагаемым программами движениям, но и создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которые одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и т.д.), или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Педагог регулирует нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Игра большой подвижности повторяется 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 минут. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 минут в младших группах до 15 минут. Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у детей постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Список используемой литературы.
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры.- М., «Просвещение», 1991.
2. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. – М., «Аркти», 1999.
3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М, «Просвещение», 1988.
5. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки.- С.Пб., «Союз», 2003.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.- М., «Владос», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...
Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ
Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...
Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...
Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»
Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...
Выступление в рамках семинара: «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!» по теме: «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление в рамках семинара...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...