"ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ"
консультация
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность (где собака - полноправный и значимый ее член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye_i_ih_znachenie_v_razvitie_detey.docx | 225.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
В РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
В какой - то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно – не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот много взрослым. А давайте посмотрим, что в психоэмоциональном развитии ребенка значат животные.
Человек - часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармонии с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением.
Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность (где собака - полноправный и значимый ее член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.
Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления. Испытывая страх и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение.
Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, - зависимости, преданности, открытости, простоты; волк угрозы для жизни; баран символизирует силу, упорство, упрямство, отцовство; лошадь - дружескую помощью и трудолюбие; птица - связь с духовным райским миром, надежду и свободный взлет, рыба - мудрость и спокойствие.
Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле.
«То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном мире, освоив стоящую перед ним проблему, - пишет в книге «Как на самом деле любить детей» американский детский психолог Р. Кэмпбелл, - и выстроить доступную для его восприятия картину мира и способов решения трудностей, приписав определенные чувства героям сказок». Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных.
Как любят дети книжки животных, особенно с красивыми их изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата, коты и собаки связывают восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как феи волшебники, короли и принцессы - это придуманные герои, зверей можно увидеть, потрогать.
В психологии существует метод оказания помощи человеку через использование животных или их символов (рисунков, игрушек, образов).
Он называется анималотерапия (от англ. aпima/ - животное). Издавна люди поклонялись животным, учились у них основам выживания в дикой природе, подражали их повадкам танцах и ритуалах, через поколения передавали легенды и сказки, в которых животные демонстрировали эффективные способы адаптации к окружающему миру. Появившиеся со временем домашние животные нашли способ войти не только в дом человека, но и его душу. Став полезными и любимыми человеком, кошка и собака, например, тысячелетиями демонстрируют уживчивость и коммуникабельность, сохраняя свои индивидуальные особенности поведения. Так, у кошки можно поучиться независимости, самостоятельности, выживаемости в трудных ситуациях, у собаки - умению выполнять требования других, быть дисциплинированным, активным доброжелательным.
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя животными, дети нередко делают им больно, на что кошка и собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.
Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными, необходима детям, Особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.
В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
Автор совместно с психологом 3. Л. Рыжковой провели интересный эксперимент в одном из детских садов. На занятия в группу тревожных, агрессивных, конфликтных детей в течение месяца приносили кошку Пусю. Дети наблюдали за ее робостью и нерешительностью на первых занятиях, любопытством и активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и привязанностью к ним на последних. Пуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психоэмоциональное напряжение. Обычная домашняя кошка сделала доброе дело: помогла детям понять, что они не одиноки, совсем не хуже других, многое могут, а самое главное, свободны и независимы, имеют право «гулять сами по себе», но и нуждаются в поддержке друзей.
В гости к детям в садик дважды «заходил» добрый большой черный пес Блэк.
Своим радостным дружелюбием, готовностью всегда поддерживать игру, открытостью и преданностью он завоевал дружбу детей. Его огромные размеры, сила и большие зубы нисколько не пугали их. У Блэка они научились быть открытыми, активно вести себя, доброжелательно относиться друг к другу.
Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки - умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи.
Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера.
Собак, например, предпочитают немцы, а кошек - англичане и американцы. Есть мнение, что собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек - спокойные, мягкие, снисходительные.
Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.
Теперь можно понять желание многих людей держать в доме животное, теперь можно понять и Малыша, страстно мечтающего иметь собаку.
Хотите проверить свое отношение к домашним животным?
1. Какие домашние животные были у вас дома в детстве?
2. Часто ли вы заводили в доме новых животных?
3. Кто выступал инициатором появления животных в доме?
4. Если бы у вас был бы выбор и возможность держать домашнее животное без материальных и временных ограничений, то какое животное вы бы предпочли: собаку, кошку, рыбок, птиц, экзотических животных, никого?
5. Общение с кем вы предпочитаете в большей степени: с животным, с человеком?
6. Когда в фильмах вы видите кровавые сцены, кому вы больше сопереживаете?
7. Какое событие вам тяжелее пережить:
а) потерю большой суммы денег; б) смерть домашнего любимца; в) размолвку с другом?
8. Если бы вы очень сильно нуждались в деньгах, вы бы предпочли продать;
а) единственное праздничное платье или костюм; б) домашнее животное?
9. Вы бы наказали вашего ребенка, если бы увидели, что он:
а) отрывает мухе лапки; б) дергает кошку за хвост;
в) испачкал только что надетую одежду; г) кидается камнями в собаку?
10. Если ваш ребенок просит вас купить домашнее животное:
а) куплю то, что просит он; б) куплю то, что нравится мне;
в) поговорю с ребенком, попытаюсь найти компромисс;
г) пообещаю в надежде, что он забудет.
11. В домашнем животном вы видите: а) источник доходов;
б) искреннего и преданного друга; в) источник расходов;
г) не вижу в них смысла вообще.
12. Какого пола животное вы выберете:
- мужского;
- женского.
13. Представьте, что волшебник превратил ваше домашнее животное в человека. Кем оно станет:
а) другом (подругой); б) ребенком; в) родителем; г) мужем (женой).
Если вы искренне отвечали на вопросы анкеты, то у вас получится маленькое сочинение. Она поможет вам понять самого себя, свои желания и ожидания, а также то, чего хочет ваш ребенок, каковы ваши взаимоотношения с ним и с другими близкими, что можно изменить. А знание проблемы - это уже наполовину готовое решение. Любящий, жалеющий, сочувствующий животным родитель вырастит подобного себе ребенка.
Если же Вы приняли решение завести домашнее животное, вы должны быть уверенны на 100% что берете его навсегда, а не на время, и готовы нести ответственность за свое решение и за питомца, что бы в дальнейшем не пополнять ряды бездомных животных.
ТАК ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ!
Информация от педагога - психолога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мамы и детки" - конспект НОД по ознакомлению детей с домашними животными и их детёнышами для детей младшего дошкольного возраста
На занятии закрепляют умение сравнивать и различать по размеру и внешнему виду взрослых животных и их детёнышей. Определяют части тела, какие совершают движения и что любят есть.Закрепляют умение отве...
Консультация для родителей «Домашние животные и их значение в развитии детей»
В консультации предоставленны материалы по общению с домашнеми животными и их роль в развитие ребенка....
Домашние животные и их значение в развитии детей
В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно - не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрос...
Комплекс занятий "Домашние животные" по областям: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Комплекс занятий по теме "Домашние животные" по областям (познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)...
Консультация для родителей "Домашние животные и их значение в развитии детей раннего возраста 2-3 года "
Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным ...
Конспект ООД «Речевое развитие» на тему: «Домашние животные и их детёныши» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речи...
Домашние животные и их значение в развитии детей
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному....