Домашние животные и их значение в развитии детей
консультация (подготовительная группа) по теме
В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно - не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым много. А давайте посмотрим, что в психоэмоциональном развитии ребенка значат животные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно - не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым много. А давайте посмотрим, что в психоэмоциональном развитии ребенка значат животные.
Человек - часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармонии с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением.
Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность (вспомните «Рисунок семьи», `где собака — полноправный и значимый ее член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.
Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления (вспомните Дашеньку-пантеру). Испытывая страхи тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение.
Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, — зависимости, преданности, открытости, простоты; волк - угрозы для жизни; баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство, отцовство; лошадь — дружескую помощью и трудолюбие; ‚птица — связь с духовным райским миром, надежду и свободный взлет, рыба - мудрость и спокойствие. Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться; в себе, окружающих, в добре и зле. «То, что волнует ребенка в данный момент, он может проиграть в сказочном мире, освоив стоящую перед ним проблему, - пишет в книге «Как на самом деле любить детей» американский детский психолог Р. Кэмпбелл, - и выстроить доступную для его восприятия картину мира и способов решения трудностей, приписав определенные чувства героям сказок». Именно поэтому народная мудрость детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных. Как любят дети книжки про животных, особенно с красивыми их изображениями! Курочки, петушки‚ соколы, зайцы, медвежата, коты и собаки связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как феи и волшебники, короли и принцессы - это придуманные герои, а зверей можно увидеть, потрогать.
В психологии существует метод оказания помощи человеку через использование животных или их символов (рисунков, игрушек, образов). Он называется анималотерапия (от англ. - животное). Издавна люди поклонялись животным, учились у них основам выживания в дикой природе, подражали их повадкам в танцах и ритуалах, через поколения передавали легенды и сказки, в которых животные демонстрировали эффективные способы адап- тации окружающему миру. Появившиеся со временем домашние животные нашли способ войти не только в дом человека, но и в его душу. Став полезными и любимыми человеком, кошка и собака, например, тысячелетиями демонстрируют уживчивость и коммуникабельность, сохраняя свои индивидуальные особенности поведения. Так, у кошки можно поучиться независимости, самостоятельности, выживаемости в трудных ситуациях, у собаки - умению выполнять требования других, быть дисциплинированным, активным, доброжелательным.
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика - это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения .
Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.
В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
Автор совместно с психологом 3.Л. Рыжковой провели интересный эксперимент в одном из детских садов. На занятия в группу тревожных, агрессивных, конфликтных детей в течение месяца приносили кошку Пусю. Дети наблюдали за ее робостью и нерешительностью на первых занятиях, любопытством и активностью в дальнейшем, уверенностью, доверчивостью и привязанностью к ним на последних. Пуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психоэмоциональное напряжение. Моя обычная домашняя кошка сделала доброе дело: помогла детям понять, что они не одиноки, совсем не хуже других, многое могут, а самое главное, свободны и независимы, имеют право «гулять сами по себе», но нуждаются в поддержке друзей.
В гости к детям в садик дважды «заходил» и мой добрый большой черный пес Блэк. Своим радостным дружелюбием, готовностью всегда поддерживать игру, открытостью и преданностью он завоевал дружбу детей. Его огромные размеры, сила и большие зубы нисколько не пугали их. У Блэка они научились быть открытыми, активно вести себя, доброжелательно относиться друг к другу.
Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки - умению контактировать, знакомиться, ослушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем- то похожи.
Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера. Собак, например предпочитают немцы, а кошек - англичане и американцы. Есть мнение, что собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек - спокойные, мягкие, снисходительные.
Медики считают, что присутствие в доме домашних животных разряжает напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.
Теперь можно понять желание многих людей держать в доме животное, теперь можно понять и Малыша, страстно мечтающего иметь собаку, нужно и Дашеньке быстрее принести в дом котенка.
Хотите проверить свое отношение к домашним животным?
Ответьте на вопросы анкеты:
1. Какие домашние животные у вас были дома?
2. Часто ли вы заводили в доме новых животных?
3.По чьему желанию в доме появлялись животные?
4.Если бы у вас был выбор и возможность держать домашнее животное, то какое бы вы предпочли: собаку, кошку, рыбок, птиц, экзотических животных ( тигра, пантеру и т.д.), никого?
5.Кто в качестве друга подходит вам больше: человек, домашнее животное?
6. Какое событие вам тяжелее пережить:
а) смерть домашнего животного;
б) потерю большой суммы денег?
в) разлад с добрым другом?
7. Если бы у вас совсем не было денег, то что бы вы продали:
а) единственное праздничное платье,
б) домашнее животное?
8.Вы стали бы наказывать ( ругать) своего ребёнка, если бы увидели, что он:
а) отрывает мухе лапы;
б) дергает кошку за хвост,
в) кидает камнями в собаку,
г) пачкает только что надетую одежду?
9.Если бы ваш ребенок попросил домашнее животное, то вы:
а) купили бы то, что он просит,
б) сказали бы, что на это нет денег,
в) купили бы то, что хотите сами.
10. Заводя домашнее животное вы рассчитываете:
а) найти в нём друга,
б) улучшить своё материальное положение, продавая щенков или котят
в) не хотите ничего,
г) приобрести новый опыт в общении.
11.Если бы у вас был выбор, животное какого пола вы выбрали бы:
а) мужского,
б) женского?
12. Если бы волшебник превратил ваше животное в человека, то кем бы оно стало:
а) другом (подругой)
б) отцом (матерью),
в) ребёнком,
г) мужем (женой)?
Ответив на эти вопросы, вы глубже поймете своих детей, обязательно задумаетесь о их желаниях, почувствуете, чего вам в жизни не хватает, что можно изменить. Любящий, жалеющий, сочувствующий животным родитель вырастит подобного себе ребёнка.
Так любите животных!
Материал взят из книг Н.Л. Кряжевой «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет», «Кот и пёс спешат на помощь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Домашние животные и их значение в развитии детей»
В консультации предоставленны материалы по общению с домашнеми животными и их роль в развитие ребенка....
«Дикие и домашние животные» Конспект НОД по познавательному развитию для детей 3 – 4 лет
Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте проживания.Развивать навыки коммуникации и речи....
"ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ"
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культур...
Тематическое планирование « Домашние животные» Влияние дидактических игр на развитие представлений о величине и форме предметов у детей 3 -4 лет.
Дидактические игры на развитие представлений о величине и форме предметов....
Консультация для родителей "Домашние животные и их значение в развитии детей раннего возраста 2-3 года "
Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным ...
Домашние животные и их значение в развитии детей
Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному....