Мастер-класс для родителей «Развитие связной речи ребёнка в семье через игру».
материал
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_razvitie_svyaznoy_rechi_cherez_igru.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день! Уважаемые родители. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.
Что же такое умение говорить? Ребёнок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребёнок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может чётко сформулировать вопрос и ответить на него.
К 5-6 годам современный ребёнок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
Связная речь – это развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
· монологическую(речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребёнком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развёрнутости, полноты и чёткости высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребёнком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.
Основные условия развития ребёнка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребёнка к художественной литературе. Необходимо научить ребёнка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребёнку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребёнок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребёнка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите её вместе с ребёнком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребёнком).
Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребёнком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:
Игра «Угадай, что у меня в сумке».
Ребёнок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твёрдое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке яблоко).
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребёнок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребёнка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Игра «Скажи наоборот».
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – весёлый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное слово» и кладёт вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «солёные», «горькие», «кислые» слова (Родители по очереди называют слова и кладут их в ладошку соседа).
Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю плывёт трехэтажный… (теплоход)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир – мой папа… (командир)
Са-са-са – меня укусила…(оса)
За-за-за – летит большая…(стрекоза)
Очень полезно отгадывать загадки. И причём не просто отгадывать, но ещё и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?». Давайте попробуем.
Висит груша, нельзя скушать. Что это? Как вы догадались?
Или Зимой и летом одним цветом.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Кто это? Как вы догадались?
Или такая загадка:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за мяч?
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!
«Шарик»
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).
«Петушок»
Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
«В детский сад»
Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один,
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
В детский сад идти пара.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках. Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...
"Мастер-класс родительского собрания по развитию связной речи дошкольников"
Мастер-класс поможет педагогам ДОУ провести родительское собрание по развитию связной речи дошкольников....
Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26
В материале показаны разные варианты педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....
Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...
Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"
Целью мастер-класса является создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи. ...
Мастер-класс "Мнемотехника - ключ к развитию связной речи"
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, р...