Истоки
план-конспект занятия (старшая группа)

Абидова Дилора Аскаровна

Мероприятие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_nod_sovmestno_s_roditelyami.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки «Радость послушания»

Цель: формирование духовно-нравственных представлений о послушании у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Продолжать дальнейшее освоение социокультурной категории «Радость послушания»

2. Приобщение детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям посредством вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность.

3. Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым.

4. Развивать адекватную самооценку.

Предварительная работа: чтение русско-народной сказки «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка»; закрепление пословиц и поговорок о радости послушания.

Оборудование: иллюстрации к сказкам; пословицы, поговорки; страницы «Радость послушания».

Ход:

1.Уважаемые родители, сегодня мы начинаем работу по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

Авторы программы: Кузьмин Игорь Алексеевич, Камкин Александр Васильевич

Цели и задачи программы:

- формирование основ целостного духовно- нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника;

- приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

- развитие коммуникативных умений , речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

- создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

2.Тема нашего круглого стола «Радость послушания».

Воспитатель: Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Фёдор Иванович Тютчев

Воспитатель. Радостью наполняются сердца родителей, когда сын или дочь с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету. Глубокую печаль чувствуют мать и отец, когда дети пытаются поступать по своей воле, не обращая внимания на родительские наставления. Мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро и зла, сделать правильный выбор, принять необходимое ответственное решение. Поэтому мы хотим, чтобы дети росли послушными.

Воспитатель. Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность. Они не должны сомневаться в том, что родительское слово исходит от доброжелательного сердца и содействует их собственному благу.

Воспитатель. Послушание — это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

В каждой семье имеется опыт воспитания послушания у детей, а что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, с нами.

(Педагог передает мяч сидящему слева родителю. Родители передают мяч друг другу, отвечают на вопрос и делятся опытом послушания в семье).

Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы. Это замечательно, что вы поделились своим опытом  воспитания послушания у детей. Хочется обратить ваше внимание на то, что ребенок не должен безоговорочно выполнять распоряжения взрослых, потому что послушание не цель, а только способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы ребенок, выполняя просьбы взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием взрослого и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит. Родителям же в свою очередь спокойно и радостно за своих детей.

Уважаемые родители! Давайте поразмышляем вслух над смыслом  следующих пословиц:

1.Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

2.Кого уважают, того и слушают (родители высказывают свое мнение).

Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы.

Пословицы и поговорки о воспитании послушания у детей передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этом и  регулярно употребляйте в своей речи пословицы. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении понятия послушания.

3.Работа с детьми (приглашаются дети)

Воспитатель. Добрый вечер нашим гостям, радости, счастья, желаем всем Вам! (дети садятся на стульчики).

Воспитатель. Знаете, недавно я прочитала одно интересное стихотворение. С ним я и хочу с вами поделиться. А называется оно «Разговор с дедушкой», его написал детский поэт Владимир Орлов.

 «Разговор с дедушкой»

- Ты, дедушка, прожил

На свете сто лет!

Скажи нам, пожалуйста,

В чем тут секрет?

Тут нету секрета,-

Ответил нам дед - Я слушался взрослых

До старости лет!

Воспитатель. Дети, как вы думаете, о каком совете поведал дедушка? (Ответы детей). Что такое послушание? (ответы детей)

Воспитатель.  Вспомнить сказки о послушании нам поможет волшебный сундучок. Волшебный сундучок предлагает вам интересные загадки о героях сказок о послушании. Давайте попробуем отгадать эти загадки.

Птицы страшные летали, 

Братца милого украли. 

Ничего с ним не случится – 

Выручит его сестрица.

(Р.н. сказка «Гуси-лебеди»)

Дети отгадывают, воспитатель достаёт книгу со сказкой «Гуси-лебеди».

Воспитатель. В чем девочка ослушалась своих родителей? (Оставила братца одного и убежала гулять).

Воспитатель. Что же помогло девочке спасти своего братца? Давайте вспомним эти эпизоды сказки.

Воспитатель. Кто же помог девочке? Что позволило ей вместе с братцем  возвратиться домой? Что помогло девочке преодолеть все трудности?

(Послушание, терпение, настойчивость, любовь к брату).

Воспитатель. А вот ещё одна загадка:  

Долго за морем он был

Наконец домой приплыл.

Дочерям привёз подарки.

Старшеньким – каменьев ярких.

Младшей, спрятав в узелок, чудный…

(Аленький цветок)

(С.Т.Аксаков, «Аленький цветочек».)

Воспитатель. Как в этой сказке проявилась радость послушания? Объясните, почему вы так думаете?(Ответы детей)

Воспитатель. Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …(Царевна-лягушка)

Воспитатель. В чем проявилось послушание в этой сказке? (Третий сын пустил стрелу, которая упала в болото; женился на лягушке, как велел государь-отец, выполнял его просьбы).

4. Игра с детьми и родителями в кругу в паре «Послушание и ослушание».

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам  объединиться вместе с родителями в две микрогруппы и порассуждать вместе с родителями  о важности послушания.  

Активное занятие

«Радость послушания»

5. Работа в микрогруппах (Воспитатель помогает родителям и детям объединиться  в 2 микрогруппы (по 5 детей в каждой).

1.Поразмышляйте вместе с детьми, что значит «быть послушным». Выберите те высказывания, которые считаете верными:

  • Поступать в соответствии с добрыми обычаями
  • Просить у родителей разрешения, благословения на любое дело
  • Помогать родителям
  • Доверять опыту старших
  • Доставлять радость близким людям

Пока взрослые думают, дети рассказывают из личного опыта о послушании.

Дети: помогать в уборке; выполняю просьбы родителей, бабушек, дедушек и воспитателей; доверяю старшим, когда дают советы.

2.Поразмышляйте вместе с детьми, почему родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались.

  • Родители любят своих детей и желают им добра.
  • У родителей большой жизненный опыт, и они стремятся передать его детям.
  • Послушание даёт надежду на добрый исход дела.

3.В течение многих веков русские люди стремились выполнять важнейшие жизненные правила, следовать добрым обычаям:

  • Жить со всеми в мире и согласии
  • Уважать старших
  • Любить правду
  • Быть трудолюбивыми.
  • Проявлять заботу о слабых

Пример: быть честным, слушаться старших, помогать им, дружить с детьми и т. д.

Подумайте:

1.Какие из этих правил наиболее значимы для вас?

2. Какие из них вы хотели бы передать своим детям?

Принятие группового решения. Один из родителей обобщает высказывания группы, подводит итог обсуждения в группе.

Выступления групп.

Воспитатель объединяет все положительные высказывания от обеих микрогрупп в один свод жизненных правил  группы.

Воспитатель. А теперь, исходя из всех этих высказываний, давайте составим  для себя жизненные правила, которые мы должны выполнять.

Примерные правила жизни в нашей группе

1. Дружно играть, делиться игрушками, договариваться. Жить со всеми в мире и согласии.

2. После игры убирать за собой игрушки. Быть трудолюбивыми.

3. Слушаться старших - папу и маму, дедушку и бабушку, воспитателя и учителя, уважать их. Быть послушными.

4.Проявлять заботу о слабых. Помогать младшим, а также  тем, кто обращается к вам за помощью. Быть заботливыми.

5.Любить правду. Расти честными.

6. Беречь природу, книги, игрушки, и вещи. Любить природу, беречь чужой труд.

Воспитатель. Примерные правила жизни в нашей группе  вы нам помогли составить, и теперь мы вам предлагаем приготовить талисман золотых правил для вашей семьи, выберите какие из этих правил наиболее значимы для вас и вашей семьи.

6. Индивидуальная работа талисман «Солнышко».

(Родители вместе с детьми вырезают и приклеивают солнышко в центр картонной рамки, вырезают лучики, на лучиках пишут Золотые правила и приклеивают к солнышку. Талисман готов)

7.Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель. Уважаемые родители что интересного вы сегодня узнали за нашим круглым столом? Ребята чему вас научили сказки? Что мы должны делать, чтобы наш детский коллектив был еще дружнее? Ребята чем вам понравилась встреча с родителями?

Воспитатель. Я уверена, что вы будете расти послушными  детьми, радовать старших, заботиться  о младших, добросовестно выполнять порученное взрослыми дело. А если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша будет радостной и счастливой! Спасибо за ваше доброжелательное отношение и помощь! За наш теплый и важный разговор! Дома мы предлагаем составить фотоколлаж добрых дел, совместно детей с родителями на странице Альбома «Радость послушания», и принести в детский сад, а мы организуем выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...