Совместный досуг воспитанников подготовительной группы с родителями «Бабушкина кукла»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала), их смыслового значения для людей .
Обобщение и систематизация представления у детей о народной тряпичной кукле; развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения.
Привлечение родителей воспитанников к участию в реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад№81 «Весёлые ребята»
Совместный досуг
воспитанников подготовительной группы с родителями
«Бабушкина кукла»
Провела:
воспитатель впервой кв. категории
Ткаченко М. А.
Стерлитамак
2016
Цель: развивать интерес к русской народной кукле как виду народного декоративно - прикладного творчества.
Задачи: - продолжать знакомить детей с русской культурой и бытом;
- познакомить детей с видами традиционных русских кукол;
- смастерить русскую традиционную куклу – оберег «Кувадку»;
- воспитывать уважение и любовь к близким людям, своей малой Родине.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО Речевое развитие
ОО Познавательное развитие
Материал и оборудование: лоскуты ткани 20х50см пестрого цвета; плотная ткань 20х20 см для туловища; верёвочки по 10см, длинная веревка для гирлянды, сундучок с куклами. Музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска. Групповая комната оформлена в старинном стиле, в центре стол с самоваром, русская печь, лавочки, домотканые половики
Предварительная работа, рассматривание иллюстраций с традиционными русскими обрядовыми куклами, беседы о быте людей в прошлом, о старинных игрушках, разучивание русских народных хороводных игр.
Ход занятия:
Воспитатель в русском народном костюме.
-Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Я рада приветствовать вас в моей горнице. Приглашаю детишек поближе к печке там потеплее, а мам, пап и бабушек на красную лавку для гостей! В горнице тепло и уютно от ваших улыбок. Сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы встретились с вами в старинной избе. Посреди избы теплая печка, на столе старинный самовар, вместо кресел и дивана скамеечки. Нет не телевизора не привычных игрушек.
Чем же нам поиграть? Вам придется отгадать:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите мне друзья? (кукла).
- Правильно ребята это кукла. А вы ребята любите играть в куклы? У вас есть любимые игрушки, назовите мне их. Расскажите мне, как вы с ними играете?(рассказы детей)
Спасибо, очень интересно было узнать про ваши игрушки. Вы уже догадались, что мы с вами поговорим об игрушках, точнее о куколках. Но о куколках не простых, а старинных, которыми играли ваши бабушки и прабабушки. Из чего делали эти куколки, как они назывались и можно ли сегодня нам играть такими куклами. Но чтобы увидеть старинные куколки нам надо с вами отправиться в путешествие к прошлому, когда ваши бабушки были маленькими девочками. Хотите в путешествие? Для этого вам надо закрыть глазки ладошками и зимняя вьюга отнесет нас в загадочную страну прошлого:
Много-много лет назад Вьюга закружила (звуки вьюги)
И детский сад снегом завалило.
Завалило снегом вход и темнее стало
Так к ребятам вечерком Сказка постучала.
Глазки открываются - Сказка начинается!
(достает сундучок с куколками в ней)
-Посмотрите ребята, я с вашими бабушками приготовили для вас сюрприз, мы смастерили куколки, которыми играли ваши бабушки, когда были маленькими.
Вот эту куколку (куколка – пеленашка) сделала бабушка Артёма Вера Ивановна и она нам с удовольствием расскажет о ней.
Вера Ивановна: Ребятки когда я была маленькая, не было привычных для вас вещей. Куклы делали из дерева и шили из тряпочек. Но дел в деревне было много и шить куклы нашим родителям было некогда. Нам давали маленькие холстинки цветные и мы сами скручивали куколки вот такие. А называется она пеленашка потому, что ее можно пеленать посмотрите. (Бабушка раскручивает куколку и поет песенку) Уберем игрушку, Приляжем на подушку, Глазки-незабудки Закроем на минутку. Губки-землянички, Пушистые реснички, Щечки-лепесточки У моего цветочка.
- Вот посмотрите ребятки, из чего делалась такая куколка: из белой холстинки крутили столбик – это туловище, на один кончик обязывали пестрый платочек, затем в другую холстинку заворачивали куколку и перевязывали веревочкой, вот так! (показ завершает колыбельная песенка)
Розовое ушко, Кудрявая макушка…Накроем одеяльчиком Крохотные пальчики, Пухлые ручонки, Усталые ножонки, Маленькие пятки. Засыпай, мой сладкий! - Вот так мы их пеленали и играли.
Воспитатель: Спасибо Вера Ивановна, очень интересно, а вам ребята понравился рассказ Артёминой бабушки? А куколка понравилась? (ответы детей).
Посмотрите ребята на ширме у нас еще есть куколки, а вот это что за куколка похожа на зайчика? Эту куколку нам сделала бабушка Данилы Мария Александровна и она нам расскажет как называется эта куколка и как ей играли. Марина Александровна:
Эта куколка называется зайчик – на – пальчик. Такого зайчика-на-пальчик много веков делали русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку надевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Я думаю, и вам будет интересно поиграть в такого зайчика. А зайчик был не простой, а с сюрпризом, в брюшко ему прятали сахарок, и когда малышу становилось грустно или захотелось сладенького, можно было достать сахарок и съесть его, вкусненько!
Воспитатель: Ой, спасибо Мария Александровна, какой замечательный зайка! Ребятки хотели бы вы поиграть таким зайчиком? Конечно, очень интересно, а особенно, что вам понравилось в зайке? СЮРПРИЗ????!
-Видите, какие необыкновенные были куколки, вроде простые, ан нет, каждая куколка хранила свой секрет, свою историю и свое предназначение. Вот и про следующую куколку расскажу вам я. Эту куколку научила делать меня моя старенькая бабушка, бабушка Наташа. И называется она куколка – кувадка.
Такую куколку мама делала своему малышу как только он родится. Эта куколка оберегала малыша от болезней, от злых людей. Такую куколку ему подвешивали в люльке, как сейчас малышам подвешивают погремушки. А когда он подрастал эта куколка становилась его игрушкой. В старину девочки и мальчики играли в такие же игры как и вы этими куколками: «Ходили в гости», «В свадьбу», «Дочки – матери»….. С этими куколками водили хороводы. Хотите поиграть в хороводе?
-Выходи честной народ! Поиграем в хоровод!(дети вместе с родителями выходят играть в хоровод)(физкульт – минутка) русская народная хороводная игра
«КОСТРОМА»
Ах, где ты моя, Кострома,Ах, где государыня моя?-Дома Кострома?-Дома!-Что делаешь?-Нитки пряду!(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)Ах, где ты моя, Кострома,Ах, где государыня моя?-Дома Кострома?-Дома!-Что делаешь?-Клубки мотаю!(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большиевьюшки)Ах, где ты моя, Кострома,Ах, где государыня моя?-Дома Кострома?-Дома!-Что делаешь?-Поработала - пообедаю!(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)Ах, где ты моя, Кострома,Ах, где государыня моя?-Дома Кострома?-Дома!-Что делаешь?-Легла, да уснула...(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,Ах, где государыня моя?-Дома Кострома?-Дома!-Что делаешь?-Проснулась - попрыгаю!(Все дети прыгают)Ах, где ты моя, Кострома,Ах, где государыня моя?-Дома Кострома?-Дома!-Что делаешь?-Сейчас догонять вас буду!(Все разбежались кто куда).(после игры рассаживаются на свои места)
Воспитатель: ну что детки, хорошо веселиться, но в старые добрые времена принято было и потрудиться. Понравились вам куколки старинные? Кто из вас запомнил, как называется эта кукла? (показывает куклу кувадку). Правильно это куколка – кувадка, а хотите я научу вас делать такую куколку? Тогда давайте все вместе с вашими родителями и бабушками сядем за большой стол и все вместе дружно потрудимся! (все рассаживаются за стол, на столе приготовлены детали для изготовления кукол и куклы - образцы) Воспитатель: ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим кукол, из каких деталей они сделаны? (ответы взрослых и детей).- Перед вами лежат лоскутки ткани, один поменьше – это будут ручки куколки, и побольше – это туловище, ниткой мы будем скреплять детали. Смотрите внимательно и повторяйте за мной. (дети и взрослые изготавливают куколку по образцу воспитателя) Воспитатель: ну что наши куколки готовы. Какие они красивые получились, пестрые, нарядные! Как их много! Ребята давайте наших куколок объединим в большой дружный хоровод! А чтобы хоровод получился мы наших кукол наденем на длинную веревочку – гирлянду! (дети и взрослые нанизывают куклы на веревочку) Воспитатель: посмотрите, какая длинная гирлянда у нас получилась! Эту гирлянду мы с вами сделали все вместе, дружно! Давайте назовем ее Гирлянда – дружбы! Встанем в хоровод с нашими куклами и посмотрим, какая длинная гирлянда у нас получилась (все встают в круг и растягивают гирлянду).- Давайте еще полюбуемся на наших кукол. Вам понравилось делать старинные куклы? Как вы считаете ими можно играть? Конечно можно, а еще такую куклу можно кому - нибудь подарить, правда ребята? Тогда приходите ко мне в гости еще, я вас еще научу мастерить разные игрушки. Придете? Очень хорошо я буду вас ждать, а сейчас пришла пора прощаться, Давайте закроем глаза ладошками и скажем: Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра! Сказка тут кончается, В группу возвращаемся!(во время стихотворения воспитатель снимает костюм дети открывают глаза)
Воспитатель: ну вот ребята мы и вернулись в нашу группу.
Понравилось вам путешествие? Куда вы путешествовали? Что вы там увидели? Как называются эти куклы? Очень красивые куклы у вас получились, а почему они у вас на веревочке? Какие вы молодцы! Я предлагаю, эту гирлянду повесить в нашем уголке и пусть все этими куклами полюбуются! Согласны? А наших бабушек мы поблагодарим за интересное путешествие, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный досуг с родителями воспитанников средней группы «Путешествие по родному поселку»
Тема: Путешествие по родному поселку.Цель: Закрепить знания детей об общественных зданиях поселка, их назначениях. Задачи: -обогащать и систематизировать знания детей о достопримечательностя...
«ДЕНЬ СЕМЬИ» Совместный досуг воспитанников и родителей группы ЗПР – 1 «Радуга»
Сценарий логопедического развлеченя для детей с ЗПР подготовительная группа...
Досуг в старшей группе для детей и родителей «Бабушкины посиделки».
Задачи: Расширять знания детей о семье. Воспитывать уважение к старшему поколению в семье. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, память, логическое...
Совместный досуг с родителями "Народная кукла"
Народная кукла: история, значение, разновидности(информация для родителей)...
Методическая разработка совместного с родителями и детьми старшей группы тематического досуга по этнокультурному воспитанию "Изготовление куклы Закрутки"
Актуальность:Реализуя деятельность детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, необходимо комплексное использование всех средств эстетического цикла: музы...
Сценарий совместного досуга для воспитанников подготовительной группы, посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта
Цели мероприятия:-воспитание у обучающихся любви и уважения к близким и окружающим его людям;-сплочение детского и родительского коллектива;-формирование у школьников чувства дружбы, ответственности з...
Сценарий совместного досуга (воспитатели, воспитанники и их родители) Во 2 группе раннего возраста группы Тема «В гости к бабушке"
Главное в этом празничном мероприятии -это укрепление партнёрских отношений воспитателей и родителей через совместную деятельность....