Совместный досуг с родителями "Народная кукла"
консультация (старшая группа) по теме
Народная кукла: история, значение, разновидности
(информация для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
досуг с родителями | 647 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная кукла: история, значение, разновидности
(информация для родителей)
Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла.
Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно.
Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.
Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.
Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Пеленашка – младенчик в платочке. Такую куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Ребенок с 4 лет мог свернуть пеленашку для игры себе и младшим сестрам и братьям. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности "Красивые куклы".
Знакомство детей со свойствам бумаги и ткани в процессе опытно-экспериментальной деятельности, показать необходимость выбора материала в зависимости от его качеств и свойств....
Совместный досуг во второй младшей группе № 10 " Вместе с мамой", Досуг во 2 младшей группе.День открытых дверей
Досуг в пределах младшей группы и по времени и по состоянию....
Совместный досуг по развитию речи в старшей группе, совместно с родителями "Академия звука".
Сценарий совместного досуга по развитию речи в старшей группе, совместно с родителями....
Конспект совместной деятельности Дидактическая игра «Кукла Оля обедает"
Задачи: закреплять представление об использовании предметовпосуды;формировать обобщённое понятие посуда, первичные представления опроисхождении вещей; развивать игровой опыт, потребность в общении сов...
Совместный досуг воспитанников подготовительной группы с родителями «Бабушкина кукла»
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из кото...
Семейный досуг «Ёлочная игрушка» конструирование для совместного досуга с детьми старшего возраста.
Семейный досуг "Ёлочная игрушка" поможет сформировать традиции, способствует сплочению семьи, развитию мелкой моторики, воображения, аккуратности, терпения....