Методическая разработка совместного с родителями и детьми старшей группы тематического досуга по этнокультурному воспитанию "Изготовление куклы Закрутки"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Актуальность:
Реализуя деятельность детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, необходимо комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки» направлен на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русскими народными куклами, а у родителей не хватает времени, чтобы заняться направлением, связанным с истоками народного творчества.
Постановка проблемы: проанализировав уровень знания детей о куклах наших прабабушек, пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки», который познакомит детей с историей народных, рукотворных кукол и позволит сделать своими руками «Куклу Закрутку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kukla_zakrutka.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №129
Выборгского района Санкт - Петербурга
Методическая разработка совместного с родителями и детьми старшей группы тематического досуга по этнокультурному воспитанию
«Изготовление куклы Закрутки»
Воспитатель: Мурашова М.Г.
Санкт-Петербург
2017г.
I. Введение
Актуальность:
Реализуя деятельность детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, необходимо комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки» направлен на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русскими народными куклами, а у родителей не хватает времени, чтобы заняться направлением, связанным с истоками народного творчества.
Постановка проблемы: проанализировав уровень знания детей о куклах наших прабабушек, пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки», который познакомит детей с историей народных, рукотворных кукол и позволит сделать своими руками «Куклу Закрутку».
Время проведения: сентябрь 2017г.
Цель: Развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой;
- формировать навыки у детей изготавливать тряпичную куклу – закрутку;
- продолжать знакомство детей с традициями русского народа;
- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание и умение
работать с лоскутами ткани.
- Развивающие:
- развивать представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы (металле, дереве, ткани, соломы, ваты, глины);
- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать умение подражать народным мастерам.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле;
- воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы Закрутки.
Интеграция образовательных областей
- Социально – коммуникативное развитие
Задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- продолжать формировать представление о семье и родственных связях.
- Познавательное развитие
Задачи:
-1-
- Расширить кругозор детей: познакомить детей с играми наших прабабушек и прадедушек.
Предварительная работа с детьми:
- Цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки», «История происхождения куклы на Руси».
- Заучивание считалок, частушек об игрушках, поговорок о труде.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Игры с народными игрушками.
- Русские народные подвижные игры.
Оборудование и наглядные материалы: куклы в разных одеждах, деревянные народные куклы, куклы обереги, игрушки из глины, соломы, сена; кусочки ткани: 8х25см, 8х12см (белая ткань), 9х15см, 8х8см(цветная ткань); красные шерстяные нитки, вата, ножницы; презентация «Традиционные тряпичные куклы», аудиозапись народных песен и народной хороводной музыки.
Ход досуга:
I. Звучит народная музыкальная композиция, гости собираются.
Воспитатели с детьми в народных костюмах заходят в зал. Дети водят хоровод с перестроениями и садятся за столики к родителям. Воспитатели: Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас видеть в нашей горнице. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Расскажем вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили. А одну из них Вы смастерите своими руками.
II. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сидит на лавке? (Куклы)
Воспитатель: Ребята, куклы – это игрушки. У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Ответы детей)
- Где их покупают? (ответы)
- Как игрушки попали в магазин? (ответы)
- А как вы думаете, где делают игрушки? (ответы)
Воспитатель: Игрушки делают на специальных фабриках. Ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек. Когда-то давно, когда ваши прабабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов.
Показ игрушек и разных материалов
Воспитатель: Скажите, если игрушка сделана из дерева, то какая она? (деревянная).
-Из глины? (глиняная)
- Из соломы? (соломенная)
-Из ваты? (ватная)
-Из резины? (резиновая)
-Из тряпки? (тряпичная)
Воспитатель: Молодцы. Все правильно сказали! А теперь мы вам предлагаем осмотреть презентацию «Традиционные тряпичные куклы»
Показ презентации «Традиционные тряпичные куклы»
Воспитатель: Что-то вы засиделись без дела. Не пора ли поиграть?
Русская народная игра «Золотые ворота» (игра с музыкальным сопровождением)
-2-
Воспитатель: Отдохнули? Давайте вспомним поговорки о труде.
Дети: Делу время-потехе час.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Больше дела, меньше слов.
Глазам страшно, а руки делают.
Всякая работа-мастера хвалит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кончил дело-гуляй смело.
Любишь кататься-люби и саночки таскать.
Маленькое дело-лучше большого безделья.
Воспитатель: Умницы! Давайте еще поиграем.
Русская народная игра «Дударь, дударь, дударище» (муз. сопровождение)
Воспитатель: А теперь от скуки берем дело в руки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята и уважаемые гости-это тряпичная кукла Закрутка.
Сегодня Вы с ребятками сделаете такую куклу своими руками.
У вас на столе лежат 4 кусочка ткани и красные нитки.
1.Берем самый большой кусочек ткани. Это ткань для туловища. На ткань кладем немного ваты и заворачиваем (края можно завернуть вовнутрь). Складываем пополам и перевязываем красной нитью. У нашей куклы есть уже голова.
2. Делаем скрутку для рук. Подворачиваем края и начинаем скручивать. В конце скручивания заворачиваем края ткани вовнутрь. Перевязываем скрутку - у куклы есть руки.
3.Вставляем руки в туловище и перевязываем крест- накрест.
Воспитатель: А сейчас давайте разомнемся и поиграем.
Русская народная игра «Шел козел дорогою…» (с музыкальным сопровождением)
Все садятся за столы
Воспитатель: Давайте, друзья, оденем нашу куклу!
Берем цветной лоскуток и повязываем его на пояс красной ниткой. На голову оденем платочек и завяжем его красной нитью.
Воспитатель: Вот и сладили мы с вами своих кукол. Молодцы, мастера и рукодельницы!
А теперь продолжаем веселье. Все бегом на карусели!
Русская народная игра «Карусели»
III. Воспитатель: Ребята, какую куклу мы сегодня сделали? А кто помнит, почему делали кукол без лица? (ответы детей). Правильно. Умницы. Вы сегодня прекрасно потрудились. Дорогие друзья наш досуг подошел к концу. Большое спасибо, что вы пришли к нам в гости. До новых встреч!!!!
-3-
Приложение
- Игра «Дударь, дударь, дударище»
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище.
Его… под колоду, его под гнилую.
- Дударь, дударь что болит?
- Рука (нога, голова, ухо, колено и т.д.)
Выбирают «Дударя», ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, голова, коленка т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное место» и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.
- Игра «Карусели»
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-ая часть – дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле, еле,
Еле,еле,
Закружились карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(Отпускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
2-ая часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом»
- Игра «Шел козел дорогою…»
Считалкой выбирается водящий – «козел». Играющие ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Козел ходит в кругу в обратном направлении.
-4-
а.Шел козел дорогою, дорогою, дорогою,
Нашел себе безрогую, безрогую козу (выбирает козу и пляшет).
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем,
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
А потом попляшем, попляшем. Все!
б.( Затем коза идет искать козла)
Шла коза дорогою, дорогою, дорогою,
Нашла себе безрого, безрогого козла.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем,
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
А потом попляшем, попляшем. Все!
- Игра «Заря-заряница»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» - ходит сзади с лентой. Дети поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые,
Ленты расписные,
Кольца обвитые,
Один, два, три – не воронь,
А беги, как конь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Список используемой литературы:
1.Аникина В., Жигулева В., Рязанцев А. Мудрость народа, Жизнь человека в
русском фольклоре. Вып.2. Детство: Отрочество [Текст]/ В.Аникина, В.Жигулева,
А.Рязанцева. – М.: худож. лит., 1994.-525с.: илл.
2. Голозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел [Текст]: популярное пособие для
родителей и педагогов / Ю.Б.Голозова. – Ярославль: Академия развития, 1998.-208с.
- Библиогр.:207с.: илл.
3.Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]/
Г.Л.Дайн, М.Н.Дайн. – М. : Культура и традиции, 2007.- 120с.: илл.
4.Интернет ресурсы
-5-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:- социализация (па...
Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».
Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...
Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»
Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...
Методическая разработка в форме работы с семьей в рамках конспекта совместной деятельности родителей с детьми старшей группы «В мастерской у Деда Мороза».
Конспект совместной деятельности родителей с детьми старшей группы "В мастерской у деда Мороза", может проводится в предновогоднее время воспитателем с детьми и их родителями. Целью совместной деятель...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»
Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».
Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельно...
Методическая разработка совместная деятельность родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Развитие математических способностей у детей через игру»
Творчество педагога состоит в умении определить и выбрать максимально эффективные, основанные на детских интересах и возможностях пути и средства развития ребенка. Связующим звеном Образовательной про...