Методическая разработка совместного с родителями и детьми старшей группы тематического досуга по этнокультурному воспитанию "Изготовление куклы Закрутки"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Мурашова Марина Георгиевна

Актуальность:

Реализуя  деятельность детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, необходимо комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки» направлен на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русскими народными куклами, а у родителей не хватает времени, чтобы заняться  направлением, связанным с истоками народного творчества.

Постановка проблемы: проанализировав уровень знания детей о куклах наших прабабушек, пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки», который познакомит детей с историей народных, рукотворных кукол и позволит сделать своими руками «Куклу Закрутку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kukla_zakrutka.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №129

Выборгского района Санкт - Петербурга

Методическая разработка                                                                          совместного с родителями и детьми старшей группы                             тематического досуга по этнокультурному воспитанию                                                

«Изготовление куклы Закрутки»

                                                                                    Воспитатель: Мурашова М.Г.

Санкт-Петербург

2017г.

I. Введение

Актуальность:

Реализуя  деятельность детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, необходимо комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки» направлен на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русскими народными куклами, а у родителей не хватает времени, чтобы заняться  направлением, связанным с истоками народного творчества.

Постановка проблемы: проанализировав уровень знания детей о куклах наших прабабушек, пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать совместный досуг «Изготовление куклы Закрутки», который познакомит детей с историей народных, рукотворных кукол и позволит сделать своими руками «Куклу Закрутку».

Время проведения: сентябрь 2017г.            

Цель: Развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой;
  2. формировать навыки у детей изготавливать тряпичную куклу – закрутку;
  3. продолжать знакомство детей с традициями русского народа;
  4. развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание и умение

работать с лоскутами ткани.

  • Развивающие:
  1. развивать представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы (металле, дереве, ткани, соломы, ваты, глины);
  2. развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя;
  3. развивать умение подражать народным мастерам.
  • Воспитательные:
  1. воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле;
  2. воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы Закрутки.

Интеграция  образовательных областей

  • Социально – коммуникативное развитие

Задачи:

  1. воспитывать доброжелательное отношение к людям, дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  2. продолжать формировать представление о семье и родственных связях.
  • Познавательное развитие

Задачи:

-1-

  1. Расширить кругозор детей: познакомить детей с играми наших прабабушек и прадедушек.                              

Предварительная работа с детьми:

  • Цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки», «История происхождения куклы на Руси».
  • Заучивание считалок, частушек об игрушках, поговорок о труде.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Игры с народными игрушками.
  • Русские народные подвижные игры.

Оборудование  и наглядные материалы: куклы в разных одеждах, деревянные народные куклы, куклы обереги, игрушки из глины, соломы, сена; кусочки  ткани: 8х25см, 8х12см (белая ткань), 9х15см, 8х8см(цветная ткань); красные шерстяные нитки, вата, ножницы; презентация «Традиционные тряпичные куклы», аудиозапись народных песен и  народной хороводной музыки.

Ход досуга:

 I.    Звучит народная музыкальная композиция, гости собираются.

Воспитатели с детьми в народных костюмах заходят в зал. Дети водят хоровод с перестроениями и садятся за столики к родителям.                                             Воспитатели: Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас видеть в нашей горнице. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Расскажем вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили. А одну из них Вы смастерите своими руками.

 II.       Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сидит на лавке? (Куклы)

Воспитатель: Ребята, куклы – это игрушки. У вас у всех дома есть игрушки.  Откуда  у вас появились игрушки? (Ответы детей)

- Где их покупают? (ответы)

- Как игрушки попали в магазин? (ответы)

- А как вы думаете, где делают игрушки? (ответы)

Воспитатель: Игрушки делают на специальных фабриках. Ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек. Когда-то давно, когда ваши прабабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов.

Показ игрушек и разных материалов

Воспитатель: Скажите, если игрушка сделана из дерева, то какая она? (деревянная).

-Из глины? (глиняная)

- Из соломы? (соломенная)

-Из ваты? (ватная)

-Из резины? (резиновая)

-Из тряпки? (тряпичная)

Воспитатель: Молодцы.  Все правильно сказали! А теперь мы вам предлагаем осмотреть презентацию «Традиционные тряпичные куклы»

Показ презентации «Традиционные тряпичные куклы»

Воспитатель: Что-то вы засиделись без дела. Не пора ли поиграть?

Русская народная игра «Золотые ворота» (игра с музыкальным сопровождением)

-2-

Воспитатель: Отдохнули? Давайте вспомним поговорки о труде.

 Дети: Делу время-потехе час.

           Уменье и труд все перетрут.

           Дело мастера боится.

           Больше дела, меньше слов.

           Глазам страшно, а руки делают.

           Всякая работа-мастера хвалит.

           Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

           Кончил дело-гуляй смело.

           Любишь кататься-люби и саночки таскать.

           Маленькое дело-лучше большого безделья.

Воспитатель: Умницы! Давайте еще поиграем.

           Русская народная игра «Дударь, дударь, дударище» (муз. сопровождение)

Воспитатель: А теперь от скуки берем дело в руки.

                                                                 

Воспитатель: Посмотрите, ребята и уважаемые гости-это тряпичная кукла Закрутка.

             Сегодня Вы с ребятками сделаете такую куклу  своими руками.

У вас на столе лежат 4 кусочка ткани и красные нитки.

1.Берем самый большой кусочек ткани. Это ткань для туловища. На ткань кладем немного ваты и  заворачиваем (края можно завернуть вовнутрь). Складываем пополам и перевязываем красной нитью. У нашей куклы есть уже голова.

2. Делаем скрутку для рук. Подворачиваем края и начинаем скручивать. В конце скручивания заворачиваем края ткани вовнутрь. Перевязываем скрутку - у куклы есть руки.

3.Вставляем руки в туловище и перевязываем крест- накрест.

Воспитатель:    А сейчас давайте разомнемся и поиграем.

     

Русская народная игра «Шел козел дорогою…» (с музыкальным сопровождением)

Все садятся за столы

Воспитатель: Давайте, друзья, оденем нашу куклу!

Берем цветной лоскуток и повязываем  его на пояс красной ниткой. На голову оденем платочек и завяжем его красной нитью.

Воспитатель: Вот и сладили мы с вами своих кукол. Молодцы, мастера и рукодельницы!

            А теперь продолжаем веселье. Все бегом на карусели!

 

Русская народная игра «Карусели»

III.      Воспитатель:  Ребята, какую куклу мы сегодня сделали?  А кто помнит, почему делали кукол без лица? (ответы детей). Правильно. Умницы. Вы сегодня прекрасно потрудились. Дорогие друзья наш досуг подошел к концу. Большое спасибо, что вы пришли к нам в гости. До новых встреч!!!!

-3-

Приложение

  1. Игра «Дударь, дударь, дударище»

 Дударь, дударь, дударище.

 Старый, старый старичище.

 Его… под колоду, его под гнилую.

 - Дударь, дударь что болит?

 - Рука (нога, голова, ухо, колено и т.д.)

Выбирают «Дударя», ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, голова, коленка т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за «больное место» и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.

  1. Игра «Карусели»

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-ая часть – дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле, еле,

Еле,еле,

Закружились карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу)

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

(Дети замедляют  бег, останавливаются)

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

 (Отпускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)

2-ая часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом»

  1. Игра «Шел козел дорогою…»

Считалкой выбирается водящий – «козел». Играющие ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Козел ходит в кругу в обратном направлении.

-4-

а.Шел козел дорогою, дорогою, дорогою,

Нашел себе безрогую, безрогую козу (выбирает козу и пляшет).

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,                                                                                      И ножками подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем,

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем. Все!

б.( Затем коза идет искать козла)

Шла коза дорогою, дорогою, дорогою,

Нашла себе безрого, безрогого козла.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,                                                                                      И ножками подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем,

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем. Все!

  1. Игра «Заря-заряница»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» - ходит сзади с лентой. Дети поют:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,                                                                                                                             Ключи обронила,                                                                                                                       Ключи золотые,                              

Ленты расписные,

Кольца обвитые,

Один, два, три – не воронь,

А беги, как конь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

          Список используемой литературы:

1.Аникина В., Жигулева В., Рязанцев А.   Мудрость народа, Жизнь человека в

русском фольклоре.  Вып.2. Детство: Отрочество [Текст]/ В.Аникина, В.Жигулева,    

А.Рязанцева. – М.: худож. лит., 1994.-525с.: илл.

2. Голозова Ю.Б.   Калейдоскоп чудесных ремесел [Текст]: популярное пособие для

родителей и педагогов / Ю.Б.Голозова. – Ярославль: Академия развития, 1998.-208с.

- Библиогр.:207с.: илл.  

3.Дайн Г.Л.  Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]/

Г.Л.Дайн, М.Н.Дайн. – М. : Культура и традиции, 2007.- 120с.: илл.      

4.Интернет ресурсы

-5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию  является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:-    социализация (па...

Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».

Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...

Методическая разработка в форме работы с семьей в рамках конспекта совместной деятельности родителей с детьми старшей группы «В мастерской у Деда Мороза».

Конспект совместной деятельности родителей с детьми старшей группы "В мастерской у деда Мороза", может проводится в предновогоднее время воспитателем с детьми и их родителями. Целью совместной деятель...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»

Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».

Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельно...

Методическая разработка совместная деятельность родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Развитие математических способностей у детей через игру»

Творчество педагога состоит в умении определить и выбрать максимально эффективные, основанные на детских интересах и возможностях пути и средства развития ребенка. Связующим звеном Образовательной про...