Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Основной потребностью раннего возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Поэтому так необходимо взрослым поддержать и продолжать формировать интерес к окружающему миру малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_s.m._itogovaya_rabota.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Формирование интереса к окружающей действительности и игрушкам у детей младенческого и раннего возраста».
Цель: Развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Дать родителям психолого-педагогическую характеристику раннего возраста.
2. Познакомить с понятием "интерес к предметному миру у детей раннего возраста", раскрыв условия его развития.
3. Рассмотреть методы и средства развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста.
План мероприятия:
- Введение в тему. Игра «Что лишнее?».
- Игра на сплочение коллектива. «Мячик по кругу».
- Мини-лекция «Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста и условия для формирования интереса у ребенка раннего возраста к предметному миру».
- Практикум «Давайте поиграем».
- Рефлексия. «В дорогу детства вместе с детьми».
Ход мероприятия:
- Введение в тему. Игра «Что лишнее?».
Родители заходят в группу. На столах выставлены игры и игрушки для детей разного возраста. Родителям предлагается убрать в корзину игрушку, не подходящую для детей раннего возраста.
- Игра на сплочение коллектива. «Мячик по кругу». Родители стоят в круге. Под музыку передают мячик. Когда музыка останавливается, родитель, у которого мяч оказался в руке, называет любимую игрушку своего ребенка.
- Мини-лекция «Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста и условия для формирования интереса у ребенка раннего возраста к предметному миру».
Ранний возраст определяется большинством исследователей с года до трех лет. По мнению Л. С. Выготского, ранний возраст связан с интенсивным психическим развитием ребенка, которое происходит:
в предметной деятельности;
в общении с взрослым;
в речевой деятельности;
в поведенческих реакциях (произвольность поведения);
в общении со сверстниками;
в игровой деятельности;
в сознании и самостоятельности.
Социальная ситуация развития связана с прямохождением ребенка, что делает его более свободным в ориентировании в пространстве. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого человека. Он более свободно и самостоятельно может ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами.
Основной потребностью данного возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами ребенок не может. Поэтому у ребенка возникает потребность в предметном взаимодействии с взрослым человеком на основе ситуативно-личностной формы общения.
Формируется новая форма общения между ребенком и взрослым ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами .
Контакт взрослого и ребенка опосредуется предметом и действием с ним. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения.
Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету.
Восприятие предметов и явлений окружающей действительности детьми происходит взаимосвязано, то есть они пытаются выявить между наблюдаемыми явлениями и событиями взаимосвязи, уловить их свойства, сравнивают и сопоставляют увиденное. Это способствует развитию речи и мышления .
Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте становится предметно-манипулятивная деятельность или орудийно-предметная. Орудийно-предметные действия представляют собой действия с орудием (предметом), выполняемые в соответствии с общественной функцией и способом употребления. Примером могут служить орудийные действия: пользование ложкой, расческой, питье из кружки. Взрослый обучает ребенка пользоваться предметами.
Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир.
Сильнейшим побудителем развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов (внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов, эмоциональность родителя). Поддерживают у детей интерес к деятельности художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы).
Детские игры:
Сенсорные игры. Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Игра требует обязательного участия взрослого, который не только показывает необходимые правила и способы игровых действий, но «заражает» интересом к деятельности, поддерживает и поощряет активность ребенка.
Как взрослому «заразить» ребенка интересом к деятельности. Приемы:
− эмоционально-речевое воздействие: четкая и краткая инструкция взрослого, комментирование всех действий с предметами и игрушками (молоток стучит: тук-тук, машина едете: би-би, кукла спит: бай-бай);
- изменение интонации, высоты и модуляции голоса;
- ласковый взгляд;
- использование потешек, песенок, стихов;
- подвижные игры с речевым сопровождением и т.д.;
− тактильное воздействие: поглаживания ребенка, поцелуи, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза»;
− поощрение: похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, возможность взять какую-либо игрушку домой, покататься на велосипеде, любой маленький сюрприз;
− привлечение внимания: волшебные мешочки, сюрпризные моменты, механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами (кукарекающий петух при нажатии), куклы бибабо и другие предметы с элементами неожиданности;
− отсроченное речевое сопровождение;
− подхватывание встречных действий манипуляций ребенка с предмета
- Практикум «Давайте поиграем».
Родители делятся на пары.
Один родитель в роли ребенка, другой в роли родителя.
Каждая пара получает одну игрушку, предмет или книжку.
Задача родителя заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к игрушке, показать, как с ним действовать, изучить свойства предмета, поиграть вместе с ребенком.
Пары по очереди играют.
5.Рефлексия. «В дорогу детства вместе с детьми».
- Наш малыш готов ехать дальше, в следующий возраст. Напишите, пожалуйста, на вагончиках что вам понравилось, было полезно, свои пожелания.
Родители пишут и прикрепляют вагончики к паровозику. (звучит музыка из мф. «Паровозик из Ромашково»)
Спасибо за внимание и участие!
Список литературы
- Д.В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре.» Москва .Просвещение 1982
- http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6970/2/prokazova.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Психология детей младенческого и раннего возраста. Становление научного подхода"
В статье рассматриваются основные этапы становления психологии детей младенческого и раннего возраста в России и за рубежом в период с 1787 по 1916 год....
Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...
Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи на тему: «Игрушки» для детей первой группы раннего возраста «Кукла Катя в гостях у ребят»
Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи на тему: «Игрушки» для детей первой группы раннего возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возрастаНаучить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Рассказать о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста.Научить выбирать игрушки для ребенка, учитывая его возрастные особенности....
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста
Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....
Конспект педагогического мероприятия для детей младенческого и раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на тему: «Игрушки».
Конспект этого занятия для детей раннего возраста.Цель этого занятия расширить представление детей об игрушках. Развить связнгую речь, научить детей находить предмет по описанию, ориентируясь на его п...